Баку покупает "Железный купол". Как это изменит геополитику региона

Израиль традиционно проявляет осторожность и даже скрытность, когда речь идет о его военном или военно-техническом сотрудничестве с другими странами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что итоги визита израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Баку не имеют широкой огласки, хотя израильская пресса называет его чуть ли не "историческим".

В данном контексте есть над чем подумать, особенно в свете заявления Президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что Баку закупил у Израиля вооружений на 5 миллиардов долларов. Фактически, глава Азербайджана данным заявлением подвел какой-то знаковый или значимый итог определенному периоду военно-технического сотрудничества двух стран и тем самым открыл новую страницу двусторонних отношений.

Лично для меня показательным является тот факт, что данное заявление прозвучало накануне визита в Баку российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, отвечающего в правительстве за оборонно-промышленный комплекс. По сути, Баку дал понять, что оружейный рынок Азербайджана нашел для себя нового главного поставщика в лице Тель-Авива, а Москва может лишиться, если уже не лишилась по факту такого статуса. Данный факт подтвердил министр оборонной промышленности Азербайджана Явер Джамалов, заявивший 17 декабря, что его ведомство согласовало и подписало договор с израильской стороной о приобретении для нужд армии комплекса противоракетной обороны "Железный купол".

Азербайджан закупит у Израиля ракетную систему «Железный купол»

Азербайджан закупит у Израиля ракетную систему «Железный купол»

Как мы видим, Баку сделал свой выбор между Москвой и Тель-Авивом в вопросе военных закупок, а это заявление министра, прозвучавшее после визитов Биньямина Нетаньяху и Дмитрия Рогозина, дает всем понять, что Москва своей бездумной политикой в вопросе разрешения нагорно-карабахского конфликта, который должен быть решен в соответствии с принципами и нормами международного права, оттолкнула от себя еще одного платежеспособного потребителя российского оружия, что должно стать уроком для тех российских деятелей, которые с советских времен строят свою политику с опорой на политических маргиналов - армян, курдов и прочие народы, объективно неспособные к созданию собственной независимой государственности.

В этом свете понятно, почему израильская пресса называет визит господина Нетаньяху в Баку историческим: Израиль приобрел новый рынок сбыта своих вооружений, а Россия его фактически потеряла, и ей придется расплачиваться недополученной прибылью за свою бездумную поддержку политического режима Саргсяна и Ко, на котором всецело лежит ответственность за оккупацию азербайджанских земель.

На мой взгляд, состоявшийся 16 декабря визит Рогозина не прояснил ситуацию на предмет того, утратила ли Россия свои позиции на оружейном рынке Азербайджана или нет. Его заявление о сделанном предложении официальному Баку приобрести "новые технологии и компетенции" звучит очень неоднозначно, поскольку не раскрывает содержания переговоров. Одно в этом контексте можно сказать определенно: если разговор идет о приобретении каких-то ноу-хау, а не материальных объектов, то вряд ли приходится говорить о российском предложении Азербайджану закупить новую партию боевой техники или ОТРК "Искандер" (имеющийся на вооружении ВС Армении-ред.). Предположу, что в этом случае речь, скорее всего, должна идти о свободном доступе вооруженных сил вашей страны к системе глобального позиционирования ГЛОНАСС или каким-то иным высокотехнологичным средствам технической разведки, которые были опробованы российскими военными в Сирии. Что-то другое сегодня вряд ли может быть актуально для Азербайджана, поскольку количество в регионе Южного Кавказа обычного тяжелого наступательного вооружения превосходит все разумные показатели, для использования всей боевой техники одновременно в регионе просто нет пространства. Гонка вооружений, похоже, уже достигла своего апогея и уперлась в тупик, и это прекрасно понимают в Москве, вследствие чего стремятся перенести центр тяжести из сферы материального противостояния в сферу интеллектуального противоборства в области высоких технологий, что со временем девальвирует ценность обладания материально-техническим превосходством. Но это - вопрос будущего, а в настоящем уже ясно, что сегмент азербайджанского рынка вооружений для России потерян, ее место занял Израиль.

Если мое предположение является верным, то в регионе Южного Кавказа появляется принципиально новый вектор стратегического взаимодействия, влиять на который Россия и другие страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ не в состоянии. Вполне может быть, что в деле разрешения нагорно-карабахского конфликта появился новый и для всех неожиданный игрок, способный внести свежую струю как в переговорный процесс, так и в решение конфликта силовым путем.

В Армении требуют платить Хезболле и "Исламскому джихаду" за теракты против Израиля

В Армении требуют платить Хезболле и "Исламскому джихаду" за теракты против Израиля

В любом случае, резкое сближение Баку и Тель-Авива уже стало серьезным политическим трендом для региона Южного Кавказа, способным качественно изменить ситуацию на его пространстве. А если это так, то надо говорить о новой геополитической конфигурации, рамки которой для стороннего наблюдателя пока еще неочевидны, но основные узлы каркаса понятны: Россия теряет свой авторитет в регионе, а Израиль усиливает политическое влияние во всей Передней Азии.

Тут стоит обратить внимание на реакцию Армении на визит Нетаньяху в Баку. Оттуда уже звучат призывы проплачивать ближневосточным террористическим организациям и группировкам, вроде "Исламского джихада" или "Хезболлы" организацию терактов в Израиле. В контексте звучащих в Ереване заявлений мне хотелось бы обратить внимание читателей на два аспекта. Во-первых, ни для кого в мире не составляют секрета давние и тесные связи армянских и арабских террористов. Основатель печально известной армянской террористической организации АСАЛА Акоп Акопян или "Моджахед" начинал свою карьеру на этом поприще как боевик Фронта национального освобождения Палестины, и в 1973 году руководил бандой палестинских террористов, атаковавших японское посольство в Багдаде. Штаб-квартира АСАЛА во второй половине 1970-х годов занимала шестой этаж особняка штаб-квартиры ФНОП в районе Бурж Хаммуд столицы Ливана Бейрута. Это здание было захвачено израильскими военными во время операции "Мир Галилее" летом 1981 года, после чего связи армянских и палестинских террористов стали достоянием мировой общественности.

Так что у армянских экстремистов - а сам Серж Саргсян и его ближайшее окружение относятся именно к их числу, ровно как и у их последователей, есть достаточно весомые основания ненавидеть Израиль, который 35 лет назад сорвал с них маску "борцов за независимость" и предъявил миру в их истинном обличии террористов.

Армянский террор может нанести России удар в спину - ИНТЕРВЬЮ

Армянский террор может нанести России удар в спину - ИНТЕРВЬЮ

К слову, до 1981 года тренировочные лагеря боевиков АСАЛА располагались в сирийской долине Бекаа, так же в то время оккупированной Израилем, после чего АСАЛА перенесла свою инфраструктуру в Тунис и на Южный Кипр, в горы Троодос. У армянских экстремистов есть давние счеты с Израилем, а поэтому нет ничего удивительного в том, что они призывают платить арабским террористам за уничтожение Израиля. Они никак не могут простить его армии тотального разгрома и унизительного бегства из Ливана и Сирии летом 1981 года.

Возникает вопрос: а кому конкретно адресованы эти призывы? Понятно, что у самой Армении на это денег нет. Из этого следует вывод о том, что все подобного рода заявления представляют собой результат воспаленного воображения отдельных армянских популистов, пытающихся громкой фразой привлечь к себе внимание публики и получить хоть какой-то доступ к перераспределению ресурсов, выделяемых в Армении на политические цели.

Что касается боевиков группировки "Хезболлы", официально финансируемой Ираном, то им сейчас не до Израиля, поскольку основная их масса сегодня задействована в боях на территории Сирии, и пока война там не прекратится, вряд ли для "Хезболлы" будет актуальным нанесение ударов по Израилю.

Я не стал бы увязывать между собой военные события в Сирии и визит израильского премьер-министра в Баку, на мой взгляд, это просто совпадение по времени, а не взаимообусловленные и взаимозависимые вещи. Израиль и Азербайджан достаточно дистанцированы от войны в Сирии, чего нельзя сказать о других странах региона Ближнего Востока и Передней Азии, а потому тема сирийской войны для них хотя и актуальна, но не первостепенна. Я все-таки склонен думать, что не сирийский кризис, а начало поставок компонентов системы ПВО-ПРО "Железный купол" на вооружение армии Азербайджана стало главной темой визита израильского премьера в Баку, в ходе которого предметом обсуждения были и другие внешнеполитические вопросы.

Еврейское лобби рушит антиазербайджанские инициативы армян - ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Еврейское лобби рушит антиазербайджанские инициативы армян - ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Между тем, в сирийском направлении наблюдается сближение России и Турции. Причем, сближение между Москвой и Анкарой в последнее время можно видеть не только в вопросе войны в Сирии, но еще и по целому спектру иных тем и проблем. Во главе угла все-таки стоит экономическое сближение и восстановление торгово-хозяйственных связей, существенно пострадавших из-за инцидента с российским истребителем-бомбардировщиком СУ-24 в ноябре прошлого года. Но за последний год Москва и Анкара из антагонистов превратились в союзников, пусть даже вынужденных, что пошло на пользу обеим странам. Турция после попытки государственного переворота в июле этого года и последовавших вслед за ним террористических актов в разных городах страны оказалась, сама того не желая, на передней линии борьбы с международным терроризмом, там, где до этого практически в одиночестве находилась Россия. Сближение двух стран имеет скорее вынужденный характер. Москва и Анкара прекрасно понимают это, а потому ведут себя по отношению друг к другу максимально естественно и искренне, зная, что сидя в одном окопе, врать друг другу нельзя.

Естественно, в сирийской войне политическое руководство России и Турции преследует совершенно разные цели, но интересы двух стран по обеспечению собственной внутренней безопасности сегодня совпадают, и это обстоятельство составляет доминанту их взаимных обязательств и действий. Сегодня Россия и Турция вынуждены дружить против общего врага, и чем дольше эта дружба продлится, тем больше шансов на то, что в будущем она перерастет в добрососедские отношения наподобие тех, которые сегодня связывают Россию и Азербайджан.

Олег Кузнецов,

политолог, специально для Day.Az