Адалят Шукюров раскрыл тайные факты своей биографии

Уже 12 лет прошло с того момента, когда страна услышала и полюбила песню "Дюнйа сениндир, гёзял", впоследствии сделавшую ее автора, тогда еще неизвестного начинающего исполнителя Адалята Шукюрова, настоящей знаменитостью. За это время Адалят успел завоевать огромное количество музыкальных наград, удостоиться звания заслуженного артиста Азербайджана и Дагестана, объездить с гастролями полмира, выпустить шесть альбомов и снять 12 клипов. О жизни и творчестве Адалят Шукюров говорил с корреспондентом "Азербайджанских известий".

- Чем сейчас занимаетесь? Над чем работаете?

- Сейчас я записываю пять новых песен: три на русском языке и две - на азербайджанском. В августе во время отдыха в Тунисе снял клип на песню "Гошул мене" композитора Эльмира Ахмедли. Монтаж клипа уже завершился, очень скоро его можно будет увидеть на одном из наших телеканалов. В конце лета успел также побывать в Дербенте, где состоялся мой сольный концерт. Одним словом, не сижу на месте. Работаю, записываю песни, снимаю клипы и, между делом, успеваю отдыхать.

- Думали ли вы лет двадцать назад, что однажды станете одним из самых популярных певцов азербайджанского шоу-бизнеса?

- Никогда об этом и не думал. Я родился и вырос в Сумгайыте. Учился в музыкальной школе по классу классической гитары. Сколько себя помню, всегда был с гитарой: на прогулке, с ребятами во дворе, в походах - везде. После окончания школы ушел в армию, прослужил три года на надводном и подводном кораблях Северного флота на острове Новая Земля. Потом поступил в Санкт-Петербурге в Институт культуры, получил диплом режиссера массовых мероприятий и начал работать режиссером передачи "Адамово яблоко", которая выходила в эфир на 5-м канале телевидения Санкт-Петербурга. Некоторое время спустя стал главным режиссером города Луга, устраивал там различные массовые мероприятия. Тогда же начал писать стихи, сочинять музыку, делать к ней аранжировки.

Моя первая песня называлась "Нишан узюйу". В то время я вновь перебрался в Санкт-Петербург и иногда пел на праздничных торжествах азербайджанской диаспоры. Кто-то записал мои песни на аудиокассету и привез их в Азербайджан. Здесь эти песни быстро разошлись по домам, а потом в Баку появились их пиратские записи. Никто не знал меня в лицо, зато распевали мои песни. И когда я приехал в Баку по официальному приглашению, то особое представление уже не требовалось. Так я и остался на родине.

- Как изменилась ваша жизнь после того, как вы переехали в Баку?

- Кардинально поменялась. Она стала более насыщенной яркими событиями, эмоциональной и интересной. Правда, вместе с плюсами появились и минусы - отсутствие лишнего времени и частые перелеты. Но Питер я все равно помню и люблю. Ведь там прошла моя молодость и для меня это - вторая родина. Часто езжу в гости к питерским друзьям.

- Какую песню из вашего репертуара просят исполнить на семейных торжествах чаще всего?

- Преимущественно старые песни, с которых, собственно, и началась моя карьера. Мне тоже дороги эти песни, и я их с удовольствием исполняю. Это принесшая мне популярность песня "Дюнйа сениндир, гёзял", "Серенада", "Итирдим", "Годжа чинар", "Бир йаз ахшамы" и композиция на русском языке "Душа больна".

- Интересно, какую музыку вы сами слушаете на досуге?

- Разную. В последнее время - в основном музыку балканских стран. Очень нравится, как исполняет свои произведения швейцарский музыкант Андреас Волленвайдер, который играет на электроакустической арфе собственного изготовления.

- А какую песню напеваете, когда остаетесь один?

- "Кючелере су сепмишем". Очень душевная песня...

- Чего, по-вашему, не хватает азербайджанскому шоу-бизнесу?

- Это очевидно - не хватает образования, хороших манер и искренности. От этого и все беды.

- В последнее время в вашем репертуаре появляется все больше так называемых "городских романсов", которые заставляют грустить и задумываться о жизни. С чего вдруг такие перемены?

- Наверное, от того, что я стал старше и, надеюсь, мудрее. Вместе со мной повзрослели и мои слушатели. У них появилась потребность слушать лирическую музыку. Мне и самому нравится исполнять городские романсы. Они очень душевные и мелодичные.

- Вы любите путешествовать и успели объездить множество стран. Какая страна вас больше всего удивила?

- Я побывал в более чем 50 странах мира. Мальдивы, Испания, Тунис, Таиланд, Куба, Малайзия, Китай, Кения... И каждая страна удивительна по-своему. Мне нравится менять обстановку, нравится узнавать новую культуру и историю, знакомиться с новыми людьми. Люблю тщательно планировать каждую свою поездку, маршрут. Заранее вычитываю в Интернете, какие музеи и достопримечательности можно посмотреть в той или иной стране.

- У вас три высших образования. Вы закончили еще и Балтийскую академию, и аспирантуру. Являетесь кандидатом экономических наук. Пригодились ли вам навыки режиссера, дизайнера и экономиста в певческой карьере и в обычной жизни?

- Наличие высшего образования необходимо каждому человеку. Стремиться к знаниям нужно всегда. Я считаю, что без теоретических навыков стать высококлассным специалистом невозможно в любой профессии. Практика, конечно, дело хорошее, но теория - первостепенное. Что касается меня, то мне в жизни пригодилось все. Я сам режиссирую клипы, сам занимаюсь дизайном своего дома и квартиры.

- Кажется, вы закончили еще и школу танцев "Сальса". Как-то сложно представить вас, танцующего этот зажигательный танец. Почему именно сальса, а, например, не танго?

- Когда я учился в Институте культуры в Питере, я дружил с ребятами из Латинской Америки. Они стали учить меня испанскому языку. Я часто бывал у них на вечеринках и видел, как зажигательно они танцуют, особенно сальсу. Мне захотелось научиться этому танцу. Первым танцевальным движениям меня научили все те же друзья. Потом я поступил в школу танцев Salsa Viva в Питере. Когда переехал в Баку, стал посещать здешнюю школу под руководством Санана Гусейнли. Сальса очень популярна сегодня во всем мире, в том числе и у нас, в Азербайджане. Стараюсь посещать различные танцевальные фестивали. В прошлом году ездил с командой Азербайджана на фестиваль сальсы в Анталью.

- Какими еще музыкальными инструментами, помимо гитары, владеете?

- Разными. Я всегда интересовался разными музыкальными инструментами. Несколько лет назад освоил саз. У меня имеется даже бразильская сандука. С виду обычная, ничем не примечательная деревянная "коробка", а когда попадает в умелые руки - начинает звучать. Сандука очень популярна сейчас в соседней Турции. Кстати, я использовал ее во время записи дуэта с Айгюн Бейлер "Нелер кечди". Еще у меня есть такие музыкальные инструменты, как кабаса, шейкер, маракасы, цимбалы. И даже варган, его еще называют хомус. Он имеет много "родственников" по всему миру. Этот инструмент приставляют к зубам, водят пальцем по мембране, и звучит необычная, таинственная "шаманская" мелодия. В той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира. К примеру, в Якутии, Кыргызстане и Казахстане.

- Одно из ваших больших увлечений - фотография, которой вы занимаетесь все последние годы. Сколько работ в вашем архиве? Не задумываетесь ли организовать выставку и показать свои фотографии общественности?

- Идея выставки существует давно. В моем архиве - около 6 тысяч фотографий, которые я сделал в разных странах мира. Среди них есть и такие, которые хотел бы показать людям. Вот найду время, сяду, отберу лучшие работы и организую фотовыставку. Дело времени. Но выставка точно будет!

- Вы очень разносторонний человек. Что бы вы еще с удовольствием научились делать? Например, сесть за штурвал самолета или еще что-то более интригующее?

- С удовольствием бы сел за штурвал самолета. А пока научился профессионально играть в настольный теннис - всего за два года. Думаю, у меня еще есть время, чтобы исполнить все свои желания. Какие наши годы...