Золотая Пятка Бразилии: как уходил Сократес - ФОТО

Статья из журнала "Эхо планеты".

14 июня 1982 года в рамках чемпионата мира по футболу в Испании на стадионе "Санчес Писхуан" в Севилье состоялся матч, который в одиночку выиграл очень высокий и очень худой человек. Звали его Сократес. Партнёрам Сократеса - бразильцам противостояла сборная Советского Союза, и трёхкратные чемпионы мира, считавшиеся безусловными фаворитами, долгое время ничего с ней поделать не могли.

Игру я смотрел в Будапеште, будучи студентом тамошнего Международного подготовительного института. И аудитория, до отказа забившая комнату у телеэкрана, собралась международная - весь третий мир. Эти вьетнамцы, пакистанцы, сирийцы, бангладешцы истово болели за бразильцев, сплотившись в явно исполненную антисоветской солидарности торсиду.

Они устроили несмолкаемую какофонию, криками и прыжками к потолку приветствуя каждый удачный ход игроков в сине-жёлтой форме и каждое провальное действие игроков в форме красной.

Следить за событиями на поле оказалось непросто. Куда легче было следить за Сократесом, который на полголовы возвышался над остальными - в прямом и переносном смысле. Его как никого другого из футболистов не устраивало течение матча, который Бразилия проигрывала до 75-й минуты.

Именно он тогда и сравнял счёт - хлёстким ударом метров с двадцати в правую от Рината Дасаева "девятку". Именно к нему в какой-то неуловимый переломный момент потянулись все без исключения нити командной бразильской игры. Все мячи, все передачи.

В итоге крепкая советская сборная уступила 1:2. Представители третьего мира рядом со мной торжествовали так, словно свершилась мировая революция, а мою печаль заглушало удивительное впечатление от Сократеса. Необъяснимо мощное, исключительное. И отнюдь не футбольное.

Годы спустя многое стало ясно из его биографии. Сократес был интеллектуалом-бунтарём. На протяжении всей своей 57-летней жизни он, осмысливая действительность, восставал против привычного, не им утверждённого порядка вещей. И устанавливал свои порядки. Так, в контракте Сократеса, когда он только начинал карьеру, значился уникальный пункт: команде ("Ботафого" из Риберао-Прето) запрещалось вмешиваться в его учёбу в медицинском университете. Таким образом, профессионально играя в футбол, он попутно стал дипломированным врачом-педиатром. И с тех пор его звали Доктор Сократес - с ударением в имени на букве "о".

Его отец Раймундо, федеральный налоговый агент и заядлый библиофил, был поклонником древнегреческих мыслителей. Трёх первых сыновей он назвал Сократес, Состенос и Софоклес. Сократес же, будучи подростком, запоем читал труды Платона, Фрейда, Макиавелли, Руссо.

Главным в его спортивной карьере стал "Коринтианс", цвета которого Сократес защищал с 1978 по 1984 год. То был период расцвета блистательного игрока и организатора. Широко эрудированный и во всё вникающий, он сумел кардинально перестроить весь уклад клуба. Опираясь на свой безграничный авторитет среди партнёров и силу убеждения, Сократес заставил руководителей "Коринтианса" согласиться на целую серию шагов, направленных на облегчение положения игроков.

Он следил за тем, чтобы зарплата футболистов индексировалась в соответствии с инфляцией. Добился того, чтобы они сами выбирали себе тренера. При этом сам имел 20 тысяч долларов ежемесячного дохода. Между тем Бразилия жила тогда в условиях диктатуры. Чтобы быть внешне похожим на Че Гевару, кумира всего латиноамериканского студенчества, Сократес отпустил волосы и отрастил бородку. В апреле 1984-го выступил на гигантском, собравшем два миллиона человек митинге, требуя свободные выборы.

Даже в Италию, где в 1984-1985 годах Сократес играл за "Фиорентину", он уехал по политическим причинам - в знак протеста против решения бразильского сената ратифицировать прямые президентские выборы. И отсюда же, из Флоренции, он буквально бежал, отвергнув договорные матчи и не желая самому участвовать, как он выразился, "в этом маразме".

Сократес, доктор философии и врач, вошёл в число лучших футболистов всех времён по версии ФИФА. За неподражаемую манеру исполнения пенальти получил прозвище Золотая Пятка: одиннадцатиметровые удары он выполнял без разбега, делая лишь один короткий шаг. Вот только с титулами ему не повезло: этот великий мастер, который 60 раз надевал футболку национальной сборной и забил при этом 22 мяча, так и не стал чемпионом мира.

В 1989-м Сократес завершил футбольную карьеру, поселился в Сан-Паулу, лечил детей и давал консультации в области спортивной фармакологии. В последние годы комментировал футбольные матчи, писал колонки в бразильские газеты на спортивные, политические и экономические темы. При этом злоупотреблял курением и спиртным. "Алкоголь по-прежнему мой самый большой друг", - признался Сократес за две недели до смерти.

В больницу его доставили с кишечной инфекцией, которая распространилась по организму и вызвала септический шок. Сократеса подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких и диализной машине, но ничего не помогло. Бунтарь Сократес Бразильейро Сампайу де Соуза Виейра де Оливейра, никогда не слушавший медиков, остался верен себе до последнего.

Нажмите на фотографию для увеличения: