Баку вернет Карабах без чьего-либо согласия, а Армению никакая власть не спасет

Интервью Day.Az с российским политологом, председателем Экспертного совета The Workshop of Eurasian Ideas Fund (Фонд поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей") Григорием Трофимчуком.

- Как вы оцениваете итоги эскалации в зоне армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и  военную тактику азербайджанской армии?

- Есть тактика и есть стратегия. Тактически Азербайджан добился того, что с ним стали активнее говорить по данной теме (возросшая интенсивность высоких визитов в Баку и т.п.). Что касается итогов, то объективным критерием является то, что именно азербайджанская армия взяла несколько высот.

- Появились ли предпосылки для урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Допускаете ли вы поэтапный возврат оккупированных территорий Азербайджану при непосредственном участии Москвы?

- После событий начала апреля, появились предпосылки для ускорения урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Баку открыто дал понять, что если его намек не будет понят, то он готов вернуть всю зону (Карабах плюс прилегающие районы) без чьего-то согласия. Причем, как все поняли, главным фактором является здесь время. Потому что, если в ближайшее время не будут выполнены требования Баку, то сам Баку будет решать: продолжать боевые действия дальше, распространив их на всю оккупированную территорию, или остановиться на достигнутом.

Москва могла содействовать процессу реинтеграции прилегающих к Карабаху районов раньше. Сейчас такое решение уже запоздало и будет выглядеть для всех как признание военной победы Баку над Ереваном при ее помощи. Поэтому Москва пытается сделать то, о чем сказал, в частности, Дмитрий Медведев: войти во второй раз в ту же реку, осуществив новую "заморозку". Но это уже не получится, так как на Южном Кавказе сложилась новая военно-политическая обстановка и даже конфигурация союзников.

- Россия в очередной раз проигнорировала просьбу Армении о прекращении поставок вооружений в Азербайджан. Неужели в Ереване ожидали иного решения?

- Россия четко дала понять, что будет действовать, как и раньше, то есть торгуя в обе стороны. Здесь нет каких-то изысканных, тайных политических решений. Просто в наличии есть бессрочный экономический кризис, что автоматически диктует поиск "живых" денег там, где их можно быстро получить.

Само собой, такая тактика продаж отражается не только на отношениях с Арменией и Азербайджаном, но и на обстановке во всем регионе. Кроме того, если Россия резко прекратит поставки военной техники Азербайджану, она по факту выберет Армению в этом армяно-азербайджанском конфликте. Армения хочет, чтобы это было именно так. Однако внешние центры силы только и ждут такого шага от России: чтобы она выступила на одной конкретной стороне.

- После недавнего поражения армян на фронте, антироссийские настроения в Ереване еще больше выросли. Россию обвиняют в предательстве, есть претензии и к ОДКБ...  

- Антироссийские настроения в Ереване действительно сегодня подогреваются. Причем не только в сторону РФ, но и таких блоков как ЕАЭС, ОДКБ. Но надо заметить, что Россия сама во многом упустила момент, в частности, в сфере экономики, что наиболее понятно людям. Армения уже больше года находится в составе ЕАЭС, но преференций от такого участия не увидела. Если бы такие выгоды были заметны, то нагревать ситуацию было бы сейчас на порядок сложнее.

- С учетом массовых недовольств правящим режимом, каким будет ваш прогноз экономической и внутриполитической ситуации в Армении до конца текущего года?

- В Армении могут быть реанимированы протестные настроения, которые мы наблюдали не так давно, направленные в сторону действующей власти. Власть это понимает, поэтому проводит консультации с представителями армянской оппозиции. 

Что касается экономической ситуации, то ее улучшения ждать нельзя, будет только  дальнейшее ухудшение, цены и тарифы будут расти. Нет предпосылок для того, чтобы экономика пошла в рост. И любая другая власть тоже не сможет поднять экономику Армении.

Все надежды возлагались на ЕАЭС, так как этот союз мог стать защитой от внешних экономических кризисов - со своей внутренней валютой и т.п. Но этого не произошло. Не хотели, не успели, не знали, не понимали...

Р. Алхазова