Алиага Агаев: актер, сломавший стены

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения одного из самых любимых актеров азербайджанских кинолюбителей и почитателей театра - Алиаги Агаева. Все мы помним его Мешади Ибада в фильме "Не та, так эта", а также по роли шаха в первом азербайджанском фантастическом фильме "Волшебный халат".

"Как вчера помню, мне было лет восемь, когда я впервые увидел "Не та, так эта", - делится с R+ известный актер Расим Балаев. - Когда я смотрел этот фильм, воспринимал Мешади Ибада, сыгранного Агаевым, не как актера, а как реального человека. Агаев мог играть и играл множество отрицательных ролей - тем не менее зритель его полюбил. К сожалению, мне не удалось сыграть вместе с этим талантливым человеком".

Расим Балаев особо отметил универсальность актерского дарования этого большого артиста.

"Роли, сыгранные Алиагой Агаевым, стали частью истории нашей страны, - отмечает директор Госфильмофонда, Общественного телевидения, заслуженный деятель искусств Азербайджана Джамиль Гулиев. - Характеры, переданные Агаевым, весьма неоднозначны, они не просто комедийны. Среди сыгранных им ролей есть и драматические. К примеру, в фильме "Во имя закона" это вовсе не добрый и не комедийный персонаж", - рассказывает Гулиев. - Исполнение таких ролей показывает многоплановость таланта Алиаги Агаева".

"Что я могу рассказать о нем? - говорит Гюльчин ханым, дочь актера. - Уже все сказано. Он был прекрасным человеком. Несмотря на загруженность, находил время для семьи. Куда бы он ни ездил, всегда брал меня с собой. Я наизусть знаю все его роли. У меня есть актерский талант, но отец не разрешил мне идти по его стопам".

В 1956 году, когда на экраны вышла музыкальная комедия "Не та, так эта", снятая на основе одноименной оперетты Узеира Гаджибекова, Алиага Агаев в одночасье стал знаменитым. Его узнавали на улицах. Современники вспоминают, что прохожие не раз просили его спеть для них знаменитую песню "Mən nə qədər, nə qədər qoca olsam da, dəyərəm min cavana...".

Между тем как профессиональный актер Алиага Агаев состоялся намного раньше, и достойные роли имел, но не в кино, а в театре. Его первая роль - это Гаджи Гара в комедии Мирзы Фатали Ахундова "Гаджи Гара".

В 1936 году Агаев был принят в труппу Детского рабочего театра (ныне Театр юного зрителя в Баку). Начал работу он на профессиональной сцене с образа Паганеля, самого колоритного персонажа в драме "Дети капитана Гранта" (по мотивам одноименного романа Жюля Верна).

Первая же роль в кино, доставшаяся Агаеву, была маленькой, и сыграл он тогда в посредственном советском фильме "Встреча", где говорилось о любви ударников труда. Такие фильмы сегодняшние деятели культуры с пренебрежением называют "производственными". Вышедший затем фильм "Не та, так эта" уже навсегда изменил судьбу актера.

В 1961 году Агаев перешел в состав Азербайджанского академического драматического театра - это было куда престижнее ТЮЗа. Там его первой ролью стал Абыш Сурхаевич из комедии Шихали Курбанова "Вот тебе и на". В этом театре Алиага Агаев играл до самой своей смерти. Последний раз зрители увидели его в роли Бабакиши в "Севиле" Джафара Джаббарлы.

У Алиаги Агаева было много интересных, но, увы, малоизвестных ролей. Конечно, он по театральной традиции играл и Шекспира, и азербайджанских классиков - Ахундова, Джаббарлы, Мамедкулизаде. В то же время он играл и в спектаклях известных современных драматургов и киносценаристов - Аркадия Арканова, Григория Горина, Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Он играл в театре также роль известного нам всем Новосельцева, образ которого чуть позже в фильме Рязанова "Служебный роман" воплотил российский актер Андрей Мягков.

Среди работ Агаева в кино следует упомянуть небольшие роли в таких знаменитых фильмах, как "Где Ахмед?" и "Кура неукротимая" (по известному одноименному роману Исмаила Шихлы), а также в популярном советском фильме "Последний дюйм", снятом по рассказу Джеймса Олдриджа.

17 июня 1945 года актеру было присвоено звание заслуженного артиста Азербайджанской ССР, а 27 февраля 1954 года - народного артиста Азербайджанской ССР.

Скончался актер 3 ноября 1983 года, смеясь и рассказывая анекдот друзьям за праздничным столом. Как это на него похоже!

В актерской (внутренней) терминологии есть понятие "сломать четвертую стену". Если три стены - это часть сцены, то четвертая - это мнимая стена между актером и зрителями, разбить которую могут только актеры высокого мастерства. Только "сломав четвертую стену", герой Алиаги Агаева мог создать "эффект присутствия", реальности и заставить юного Расима Балаева поверить в реальность Мешади Ибада.

Region Plus