Сиявуш Керими: "Кто любит - счастлив. Особенно когда ревнует жена" - ИНТЕРВЬЮ
- Мега-популярному норвежскому проекту с Ильгаром Мурадовым и Бриллиант Дадашевой, насколько мне известно, в будущем году исполняется 20 лет...
- Да, это так. Это был совместный проект азербайджанских и норвежских музыкантов. Инициатива исходила от норвежцев, которые по инициативе Тура Хейердала приехали сюда, следуя его гипотезе о том, что они - выходцы из Кавказской Албании. Хейердал был в Азербайджане, посетил Губу и многие другие регионы республики, побывал в Гобустане.
Я являюсь "co-producer"-ом и аранжировщиком этого проекта, который был записан в Баку в студии Рафика Бабаева, а также в Осло с норвежским хором. Долгие годы мы возили этот проект по Норвегии, благодаря чему объездили всю страну. В 2015 году этому проекту исполнится 20 лет. Но интерес к нему не гаснет не только в Азербайджане, но и Иране, Турции, ряде европейских государств. Проект оказался очень прибыльным и даже попал в список 50 лучших проектов мира в номинации "Грэмми". Альбомы продавались сначала в Баку, а затем право на их продажу получили Турция, Иран, Норвегия, Дания, Швеция. Мы собираемся в следующем году отметить его юбилей в Стамбуле, Тегеране, Баку и Осло.
- Как, по-вашему, почему азербайджанский мугам так тепло встречается иностранным слушателем?
- Я считаю, что наша национальная культура мугама тепло встречается иностранными слушателями благодаря ауре, которая создается на мугамных концертах. А газели, которые читаются в мугаме, непонятны иностранцам. Я часто наблюдал, как они стараются войти в эту ауру и наслаждаться мелодизмом нашего искусства. Мы думали над этим аспектом. Наверное, в Японии есть технология, которая позволяет синхронно переводить текст за певцом во время его выступления и моментально отображать слова на большом мониторе, чтобы зрители могли понять, о чем идет речь. Это мне рассказывали, когда в Японии гастролировала Зейнаб Ханларова. Было бы очень полезно иметь такую технологию у себя.
Сегодня наша цель - это заинтересовать иностранного слушателя в мугамной культуре, сформировать у него вкус к этой музыке. Это довольно сложно. Поэтому мугам не в чистом виде, а в синтезе с другими направлениями, например, джазом, симфонической музыкой, становится более приемлемым для восприятия иностранцами. С другой стороны эти процессы подготавливают иностранного слушателя к тому, что когда-то он будет готов слушать чистый мугам без синтеза.
Послушав джаз-мугам, он заинтересуется мугамом, начнет его слушать и изучать. Затем изъявит желание понять, о чем идет речь, понять газели. Тогда он станет собирать информацию, изучать азербайджанский язык и культуру в целом. Это своего рода цепная реакция, играющая нам на руку. В чистом виде иностранцы могут смотреть на мугам как на экзотику. Очень важен тот факт, что мы в период глобализации, когда стираются границы и межкультурные различия, смогли сохранить национальную культуру. В Азербайджанской национальной консерватории ведется работа в этом направлении. Я уверен, что в ближайшем будущем мы получим ее результаты
- Наша музыка вызывает не только восхищение, но и зависть, например, у наших соседей, которые пытаются присваивать наши инструменты. Вот недавно выяснилось, что оказывается и кяманча - это древний армянский инструмент...
- Я недавно даже услышал, что даже борщ - это древнее армянское блюдо (смеется). По этому поводу есть очень хороший анекдот, полностью раскрывающий сущность этой проблемы: "Вчера произошел вооруженный конфликт на межтерриториальной основе на армяно-финской границе"... Сегодняшняя культура Армении состоит из культур близлежащих стран. Самый верный выход из этого положения - ведение активной пропаганды азербайджанской культуры по всему миру. Должно быть много гастролей, и денег на это жалеть ни в коем случае нельзя. У нас в АНК много талантливых ребят, которых можно было бы отправить на гастроли в любую страну миру. Тем более, приглашения в консерваторию поступают регулярно. К сожалению, даже для командировок у нас порой не оказывается средств, что очень печалит.
Сегодня, это уже факт, что азербайджанский национальный инструмент балабан в мире известен как "армянский дудук". Сегодня в РФ россияне играют на нашем балабане, а преподают им армяне, которые внушили им, что балабан является исконно армянским инструментом. Армяне ведут очень активную пропаганду во всех направлениях, а мы в этом плане отстаем. Наша цель - показать всей мировой культуре правдивые факты, рассказать об очередной лжи. Не надо обвинять, надо доказывать.
- Как, по-вашему, что нужно сделать для большей популяризации национальной музыки среди молодежи и как правильно вести культурную пропаганду?
- К сожалению, большая часть сегодняшней молодежи тянется к шоу-бизнесу, которому телевидение уделяют большое внимание, в виду того, что он вызывает огромный интерес и спрос. Передачи и скандалы о "звездах" отечественного шоу-бизнеса набирают высокие рейтинги, обладают масштабной аудиторией и тем самым приманивают спонсоров. Если взять, к примеру, какую-нибудь литературную передачу, ни один рекламодатель не захочет ее спонсировать, так как он на ней не заработает.
Для большей заинтересованности нам нужна помощь соответствующих структур. В этом важную роль играют телевидение, радио и СМИ, которые имеют влияние на формирование вкусов зрительской аудитории.
Вспоминая свои студенческие годы, могу сказать, что нас учили хорошей качественной музыке. Наша музыка действительно прекрасна. Азербайджанская музыкальная культура по праву считается одной из красивейших музыкальных культур мира. Ведь в 50-60-70-80 годы прошлого столетия вершину советской музыкальной культуры составляли многие представители нашего народа. Например, Кара Караев, Фикрет Амиров, Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, Ниязи, Тофик Кулиев, Рауф Гаджиев и т.д. Их можно назвать королями советской музыки. Например, Магомаев был номером один среди вокалистов всего СССР. В те времена существовал лозунг: "Советский человек он самый культурный и самый образованный в мире". А ведь на деле так и было.
Сегодня в мире существует большая вариация музыкальных направлений, начиная от фольклорной этнической музыки, заканчивая роком и джазом. Естественно, каждый выбирает то, что ему по нраву. Это право каждого. Однако, хотелось бы, чтобы каждый человек наряду с этим первым долгом изучал, предпочел и возвышал свою национальную музыку, а уже потом переходил к изучению всемирных музыкальных культур, а не наоборот. Например, знать пять языков - это хорошо, при условии, если ты в совершенстве владеешь своим родным языком.
- В одном из своих выступлений вы озвучили планы о привлечении в Баку иностранных студентов. А учатся ли сегодня в АНК студенты из-за рубежа? Помнится, в АНК был студент из Кореи, изучавший азербайджанский мугам...
- Привлечение иностранных студентов - это один из планов Азербайджанской национальной консерватории. Считаю, что это самая правильная интеграция национальной культуры. У нас проходили обучение студенты из Кореи, Турции, была студентка из Нового Орлеана, игравшая на азербайджанском национальном инструменте балабан. В АНК учились студенты из Германии, Израиля, России, Грузии и других стран. Долгое время у нас не было соответствующих условий для приглашения иностранцев. Не имея соответствующих условий для обучения, я стеснялся приглашать к нам иностранную молодежь. Мы ждали, когда у нас появится новое здание, которое будет отвечать международным стандартам, здание, которым мы могли бы гордиться, когда принимаем у себя иностранцев. И вот, у нас появилось это здание. Считаю, что АНК должна завоевать право быть одним из центров и очагов мировой музыкальной культуры.
Во время очередного Международного фестиваля "Мир Мугама" ожидается приезд в Баку большого числа гостей из-за рубежа, из самых разных уголков нашей планеты. Определенная часть этого фестиваля будет проводиться в стенах АНК. Мы очень надеемся на то, что, увидев нашу консерваторию, среди гостей найдутся желающие в будущем продолжить свое образование здесь.
- Насколько иностранцам интересна азербайджанская музыка и насколько легко они обучаются игре на наших национальных инструментах?
- Я как-то спросил студента из Кореи: "Для чего ты изучаешь культуру, которая сильно отличается от твоей, а именно мугам?". Студент ответил, что ему нравится наша музыка. Он мне сказал, что после окончания обучения он вернется обратно и откроет в Корее свою музыкальную школу, где будет обучать детей азербайджанскому мугаму. Конечно, покидая Азербайджан, он накупит дисков наших выдающихся мастеров мугама, которые впоследствии будет прослушивать и изучать.
Я нисколько не удивлюсь, если лет через 20-25 на гастроли в Азербайджан приедет мугамный исполнитель из Кореи. А ведь это реально, просто нужно дать волю фантазии.
Иностранные студенты относятся к обучению и нашей культуре с большой любовью. Помимо этого, они являются настоящими тружениками и очень старательными.
При помощи иностранных студентов мы высылаем нашу музыку в другие страны, другие регионы. Иностранный студент, получивший образование в АНК, обязательно вернется к себе домой, забирая с собой частичку нашей культуры. Этот процесс напоминает грипп, в процессе которого этот студент сможет "заразить" других своих соотечественников и рассказать им про азербайджанскую музыку и наш народ. Мугам является достоянием многих культур, но только в Азербайджане он получил такое развитие. Поэтому студенты в буквальном смысле рвутся к нам изучать культуру мугама.
Однако, АНК не является институтом мугама. Здесь изучается вся национальная музыка.
К нам приезжают не только учиться, но и проводить исследования. Помимо студентов, в АНК приезжают иностранные ученые, например, из Турции, которые изучают нашу музыку, проходят обучение в магистратуре, получают научные степени. Отмечу, что день за днем АНК набирает популярность и становится известной, что очень важно!
- Насколько мне известно, в подвале нового здания АНК вы планируется создание небольшой фабрики по производству азербайджанских народных инструментов. Можно об этом поподробнее?
- Ранее в Азербайджане официально работали две фабрики музыкальных инструментов. Одна из них, больше походившая на мастерскую, находилась в Баку в районе Баксовета, а другая функционировала в Шуше. Первая закрылась по определенным причинам, ситуация со второй понятна. В итоге мы лишились этих двух фабрик. Однако существуют отдельные мастерские, как в столице, так и за ее пределами, где работают мастера, даже любители, которые создают не только народные инструменты, но и изобретают новые. Национальные инструменты делаются вручную, поэтому и стоят соответственно.
Не менее важен вопрос производства детских инструментов. Родитель, желающий отдать своего ребенка на музыку, рискует потратить большие деньги на приобретение инструмента, не будучи до конца уверенным в том, продолжит ли завтра его чадо заниматься музыкой. Никто не может дать гарантий. Когда я был мальчиком и ходил в музыкальную школу, помню, в универмагах продавались детские музыкальные инструменты, которые стоили намного дешевле настоящих. Это позволяло родителям купить недорогой инструмент, скажем так, на испытательный срок.
В работе исследовательских лабораторий и мастерской АНК эта проблема ищет свое решение. Стоит отметить, что у нас не только производятся, но и испытываются самые новые азербайджанские инструменты. Поэтому значимость мастерской велика.
Мастерская по изготовлению национальных инструментов играет большую роль в воспитании студентов, которые пожелают этим профессионально заниматься. Главное - не дать умереть этому древнему ремеслу, что сегодня очень важно. Ведь каждый инструмент - это произведение искусства. Возможно, человек не сможет стать хорошим исполнителем, но из него получится отличный мастер.
- Вы сказали об изобретении новых музыкальных инструментов. Неужели это правда?
- Правда. Сегодня в АНК наряду с изготовлением всем известных азербайджанских музыкальных инструментов идет процесс создания совершенно новых. Объясню, для чего это нужно. Азербайджанская национальная музыка отличается высокой тональностью. Поэтому у нас нет инструментов с низкими частотами, типа контрабаса, виолончели и т.д.
В связи с этим мы решили создавать инструменты такого рода, чтобы у нас в дальнейшем была возможность гармонизовать национальную музыку, создать гармоничное звучание. Конечно, это послужит еще большему развитию азербайджанской музыки в целом. Инструменты, на которых музыканты играют сегодня, они ведь тоже были когда-то изобретены. Мы не можем ограничиваться имеющимся, нужно развиваться и постоянно идти вперед.
На сегодняшний день в АНК уже создан целый ряд новейших инструментов, которые мы постепенно внедряем в наши функционирующие коллективы. Всем известно, что изобретение инструмента - это очень долгий, сложный, трудоемкий и созидательный процесс, требующий творческого подхода. Считаю, что у нас обязательно все получится, и мы сможем заинтересовать в этих инструментах не только наших, но и мировых музыкантов.
- То есть, теперь азербайджанский оркестр народных инструментов сможет смело исполнить европейскую классику?
- Как я отметил выше, мы создаем инструменты с разными тембральными возможностями. Это необходимо для гармонизации инструментов. Это моя давняя мечта, чтобы азербайджанский оркестр народных инструментов мог исполнять классические партитуры. Например, в России функционирует оркестр народных инструментов имени Некрасова. Они играют самые разные произведения мировых классиков, используя только свои инструменты. Мы тоже играем, но, к большому сожалению, нотных материалов пока не достаточно. Для реализации такой сложной задачи необходимы соответствующие инструменты.
- Какие национальные инструменты сейчас пользуются наибольшим спросам, и чем руководствуются родители, отдавая своих детей заниматься музыкой?
- Начнем с того, что мы всегда нуждаемся в хороших музыкантах. Как говорится, плохой музыки нет, есть плохой исполнитель. Национальные инструменты пользуются большим спросом, я бы сказал, что они идут в авангарде. Конечно, большее предпочтение отдается тару. Но существует обратная сторона медали. Сегодня, когда родитель отдает своего ребенка в музыкальную школу, он задумывается, а сможет ли он в будущем прокормить свою семью. Если отдать ребенка на виолончель, к примеру, какая ему польза от этого? Его, грубо говоря, даже на похороны не пригласят.
Исходя из этих соображений, родители хотят, чтобы их дети играли на инструментах, которые сегодня хорошо зарабатывают. Сегодня, к большому сожалению, хороший заработок в музыке наблюдается только в свадебном бизнесе, который и определяет многие ориентиры. Поэтому родители отдают детей на гармонь, ударные инструменты (нагара), кларнет, зурну, синтезатор, чтобы впоследствии они могли хорошо заработать на своей игре. В последнее время все только и рвутся на сцену, чтобы петь. Все поголовно поют, потому что хотят попасть в свадебный бизнес, причем любыми способами.
- У вас трое сыновей, один из них - известный аранжировщик и композитор Эмин Керими. Как, по-вашему, на каких принципах должны строиться взаимоотношения между отцом и сыном?
- Отношения между отцом и сыном должны формироваться на дружеской основе, с исключением любого давления. В этом должна участвовать третья сторона - мать. Отцы практически лишены возможности заниматься воспитанием детей, потому что они, грубо говоря, выступают в роли добытчиков, они обязаны кормить и полностью обеспечивать свою семью. О силе отца, его заслугах и достоинствах должна обязательно говорить детям мать, потому что она все время находится рядом с ними.
Когда дети вырастают, ситуация немного меняется. Я, например, был сыном своего отца до конца его дней, причем единственным сыном в семье. Я был для него всем. Мне уже было за пятьдесят, но я всегда прислушивался к его советам и постоянно заботился о нем. Скажу, что такие отношения между отцом и сыном - довольно редкое явление. В народе говорят: если у тебя сын, то до 25 лет у тебя есть ребенок, а если у тебя дочь, то у тебя ребенок на всю жизнь. Это, наверное, правда.
- Всем знакомо выражение "любви все возрасты покорны". Вы с ним согласны?
- Любовь - это святое возвышенное чувство, которое покорно всем возрастам. На него нельзя смотреть приземленно. Первая любовь появляется либо в детском саду, либо в первом классе. Но есть люди, которых Всевышний лишил этого прекрасного чувства. Такие люди чувствуют себя обделенными. Для творческого человека любовь просто необходима. Будь это певец, поэт, художник, скульптор или композитор, не испытав этих чувств, он не сможет создать по-настоящему красивое произведение о любви.
Любовь по своей природе бывает разной: любовь к Родине, к родителям, к ребенку, к друзьям, к своей профессии и, конечно, к женщине. Они все разные, но вместе они все прекрасны. Обладая этой любовью, ты работаешь хорошо, дружишь правильно, любишь своих детей и Родину, в конце концов, становишься галантным кавалером и мужем. Человек, который любит и любим, счастлив, особенно когда тебя ревнует жена (смеется).
- Встречая у себя иностранных гостей, куда вы их ведете в первую очередь? Есть ли у вас свой список достопримечательностей страны, которые они должны обязательно посмотреть?
- Я очень горжусь, что у меня такой красивый город. Баку всегда был красивым и замечательным. Где бы я не находился - а я много поездил по миру, был практически на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды - меня всегда тянет в мой любимый родной Баку.
Я с большим удовольствием приглашаю в Баку всех своих друзей. Когда они приезжают ко мне, сажаю их в машину и езжу по широким, светлым и гладким дорогам столицы. Мы обязательно прогуливаемся по нашему Приморскому бульвару, Площади государственного флага, Нагорному парку. Одним словом, я провожу с ними экскурсию по городу.
Второй этап - это наша вкуснейшая азербайджанская кухня. Если это очень близкий и родной мне человек, мы собираемся дома, потому что домашняя еда - самая лучшая. В других случаях мы выходим в город. Сегодня как в столице, так и за ее приделами, много хороших ресторанов, где вкусно готовят самые разные национальные блюда. Гостям я показываю не только Баку, но и наши регионы, например, Губу, Шамахы, Габалу и т.д.
- Какими проектами собираетесь порадовать нас в ближайшем будущем?
- Запустить Консерваторию, чтобы она работала в полную силу - это самая главная и важная задача, которая стоит передо мной сегодня. Конечно, я занимаюсь творчеством, не прекращаю писать и сочинять новые произведения. Думаю, я буду продолжать писать до конца моих дней. Сейчас собираюсь написать музыку к новому художественному фильму. Помимо этого, ко мне поступило предложение от театра. Естественно, буду готовиться к своему юбилею.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре