Москва не верит Пашиняну

Предвыборная лихорадка вынуждает США проводить откровенно проармянский курс, Ереван отвечает взаимностью. Ситуация снова ставит перед Москвой вопрос: есть ли смысл рисковать отношениями со стратегическими союзниками ради такого партнера, передает Day.Az со ссылкой на Московский Комсомолец.

Инициатива провести встречи глав МИД Армении и Азербайджана с госсекретарем Майком Помпео изначально не давала надежды: дипломаты беседовали по 30-40 минут. Глава МИД Армении назвал диалог продуктивным, хотя в чем заключался его смысл, кроме как попытаться перехватить инициативу у Москвы, неясно. Тем более чтобы там не говорил Ереван, именно армянские силы после переговорного марафона в российской столице обстреляли азербайджанские города (Гянджа и Мингячевир) вне Карабаха.

При ближайшем рассмотрении "продуктивность" диалога с США понятна. Активизации Штатов способствует внутренняя политика и ожидания голосов армянской диаспоры. Кандидат в президенты Джо Байден упрекнул Трампа в бездействии и передаче роли посредника Москве. Помпео ответил: в интервью он сделал несколько откровенно проармянских заявлений, подвергнув критике Турцию - партнёра по НАТО. При этом армянское лобби восприняло его слова как сигнал к действиям. Член Палаты представителей Грейс Наполитано предложила признать независимость т.н. "Нкр", а группа конгрессменов во главе с Фрэнком Паллоне представила в нижнюю палату Конгресса соответствующую резолюцию. Паллоне тесно связан с Армянским национальным комитетом Америки, который моментально поддержал инициативу. Также группа сенаторов от Демпартии представила проекты резолюций, призывающих рассмотреть вопрос о военной помощи Азербайджану и Турции.  

Никол Пашинян четко воспринимается как креатура Джорджа Сороса и Запада вообще, замешанного в "цветных" революциях. Во власть он привел немало антироссийских фигур: на должность главы Совета нацбезопасности - экс-координатора избирательных программ Transparency International Армена Григоряна, на пост начальника Специальной следственной службы - председателя совета правления Фонда Сороса Сасуна Хачатряна. Артур Ванецян после слов об угрозе соросовской деятельности лишился поста Службы нацбезопасности. Да и сам премьер инициировал уголовные дела против дочек российских компаний (например, РЖД).

Не удивительно, что Ереван на всех уровнях обращается к Западу. Так, Армен Саркисян, президент страны-члена ОДКБ, встретился в Брюсселе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Правда, стороны разошлись в оценке событий: Саркисян назвал Турцию третьей стороной конфликта из-за продажи Азербайджану беспилотников, а Столтенберг напомнил, что НАТО там не участвует и призвал стороны к сдержанности.

Но на первых стадиях конфликта Пашинян все же делал ставку на Москву. Кремль занял взвешенную позицию, и тогда премьер расширил список аргументов, почему РФ должна встать на его сторону. Среди них не только заявления об участии Турции в войне, что вряд ли удалось подтвердить, но и сообщения о привлечении сирийских боевиков. Внятных и убедительных доказательств этому также не было представлено.

Москва, признавая обязательства перед Ереваном в рамках ОДКБ, особо подчеркивала, что сейчас для защиты со стороны РФ нет предпосылок.

Боевые действия, к огромному нашему сожалению, они продолжаются до сих пор; они ведутся не на территории Армении, - заявил Путин в интервью телеканалу "Россия-1".

Неудивительно, что на фоне сдержанной политики Москвы Пашинян развернулся на Запад. Очевидно, Ереван ожидает - РФ всё ещё может ввязаться в конфликт. Именно с этим можно связать последние воззвания армянской стороны к Путину. Вопрос в том, поверят ли в Кремле в лояльность Еревана на фоне заигрываний последнего с Западом, и станут ли рисковать связями с Баку, где власти придерживаются чёткой и логичной линии стратегического партнёрства.