Европа откладывает энергобезопасность
12 июня должно было произойти крайне важное для Европы событие с точки зрения обеспечения ее энергобезопасности. В этот день Греция и Болгария намеревались подписать окончательное инвестиционное решение о строительстве газового интерконнектора (IGB), который станет одной из веток "Южного газового коридора" и доставит в Болгарию азербайджанский газ.
Однако сегодня замминистра энергетики Болгарии Жечо Станков объявил, что стороны откладывают подписание инвестрешения, одновременно выразив надежду, что оно будет подписано до конца июня.
Решение отложить подписание важного документа может быть связано с техническими вопросами. Принятие окончательного инвестиционного решения требует тщательного подхода и изучения вопроса, тем более, когда речь идет о проекте стоимостью около 220 миллионов долларов.
При этом нет никаких сомнений в экономической и практической целесообразности строительства трубопровода. Для Болгарии этот проект - как глоток свежего воздуха в условиях, когда 95,9 процента потребляемого газа приходит из одной страны - России. Возможность получать приличные объемы альтернативного газа при довольно низком внутреннем потреблении (немногим более 2,5 миллиарда кубометров в год) и по конкурентной цене для Болгарии - более чем привлекательная перспектива.
О большом желании Болгарии получать азербайджанский газ свидетельствует и тот факт, что руководство этой страны даже высказывалось за возрождение той части проекта Nabucco, которая должна была пройти по территории Болгарии. Более того, Болгария уже имеет на руках договоренность о поставках азербайджанского газа в объеме одного миллиарда кубических метров в год.
Однако желания должны совпадать с возможностями, а Болгария в вопросе финансирования строительства крайне рассчитывает на ЕС. Проект IGB реализуется независимо от проекта TAP, поэтому его реализация зависит непосредственно от самих стран и их финансов. В принципе, проект получил финансовую поддержку Евросоюза и вошел в число тех проектов, на которые будет выделено 45 миллионов евро в рамках Европейской энергетической программы восстановления (EEPR). Однако не исключено, что именно этот вопрос создал некоторые препоны при подписании инвестрешения.
В целом такой подход очень даже в духе Европы. Без инициатив и конкретных шагов Азербайджана, направленных на реализацию "Южного газового коридора", проект до сих пор висел бы в воздухе. Не зря вице-президент по инвестициям компании SOCAR Эльшад Насиров заявлял на нефтегазовой конференции, что Азербайджан ожидает от ЕС поддержки, конкретных действий и взаимности по всем вопросам, касающимся реализации проекта. Вот и получается, что Азербайджан делает для энергобезопасности Европы больше, чем она сама.
Дело в том, что IGB нужно рассматривать не только как трубу, по которой Азербайджан будет продавать газ в Болгарию. Его строительство позволит создать в регионе приличную инфраструктуру, которая будет иметь большое значение и для соседних стран. Так, Болгария, Румыния и Греция договорились соединить свои газотранспортные системы, создав так называемый "Вертикальный коридор", который планируется ввести в эксплуатацию уже в 2018 году.
Мягкотелость Европы в таком важном вопросе, как ее собственная энергетическая безопасность, вызывает недоумение и удивление. Ведь откладывая реализацию какого-либо проекта, связанного с поставками азербайджанского газа, Европа откладывает "на потом" вопрос своей собственной энергетической безопасности.
Максим Цурков, обозреватель Trend
Твиттер: @MaksimTsurkov
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре