Баку дает шанс "Турецкому потоку" - АНАЛИТИКА Похоже, что российский газовый проект "Турецкий поток", который предполагает поставку  "голубого топлива" до турецко-греческой границы, обретает новые перспективы и возможности. Несмотря на то, что многие говорят о конкуренции "Турецкого потока" и Южного газового коридора, в рамках которого на европейский рынок с 2020 года начнет поступать азербайджанский газ, последнее заявление вице-президента компании SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) по маркетингу и инвестициям Эльшада Насирова говорит совсем о противоположном. Госнефтекомпания не только не считает эти два проекта конкурентами, но и заявляет о перспективах использования трубопроводных мощностей в продолжение "Турецкого потока" для транспортировки азербайджанского газа.

Известно, что для обеспечения поставок собственного газа в Европу SOCAR проделала большую работу. Были выбраны и определены трубопроводные маршруты, приняты окончательные инвестиционные решения по второй фазе разработки газоконденсатного месторождения "Шах Дениз", определены покупатели газа, а все объемы были законтрактованы. Все это позволило начать физические работы по исполнению всех этих проектов, которые и составляют базу Южного газового коридора. Это и проект "Шах Дениз-2", расширение Южнокавказаского газопровода, а также строительство новых трубопроводов - Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP).

После завершения всех этих работ азербайджанский газ попадет в Италию, но прежде пройдя через территорию Грузии, Турции, Греции и Албании. Новая газопроводная инфраструктура позволит ежегодно поставлять в Турцию 6, а в Европу - 10 миллиардов кубометров газа.

Также мы наслышаны и о "Турецком потоке". В декабре прошлого года Россия объявила, что отказывается от реализации проекта "Южный поток", который должен был доставлять российский газ на европейский рынок через территорию Болгарии. Одновременно российская сторона заявила о намерении строить новую трубу через территорию Турции и создавать газовый хаб на турецко-греческой границе. Согласно планам российского газового монополиста - "Газпрома", мощность нового трубопровода составит 63 миллиарда кубометров, из которых 50 миллиардов придется на Европу, а оставшаяся часть - на Турцию. Трубу "Газпром" намерен строить в четыре нитки.

Но несмотря на то, что "Газпром" намерен начать строительство первой нитки (мощностью почти 16 миллиардов кубометров) трубопровода уже совсем скоро, и сдать его в конце 2016 года, четкой определенности по проекту еще нет. "Газпром" еще полностью не решил вытекающие по проекту вопросы с Турцией, а Европейский Союз, в свою очередь, заявляет о том, что с европейскими партнерами проект вообще не согласовывался и он требует дополнительных экономических консультаций.

"О "Турецком потоке" мы еще должны разговаривать, поскольку мы до сих пор имеем о нем информацию только с пресс-конференций, а нам нужно знать, как он повлияет на комплексную энергетическую безопасность в Европе, будет ли соблюдаться европейское законодательство", - говорил ранее еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович, который пояснил, что консультации необходимы, чтобы понять, как он (новый проект) "впишется в систему Энергетического союза".

Сейчас многие говорят о конкуренции, которую ЮГК и "Турецкий поток", составляют друг другу. Какова же позиция Азербайджана по "Турецкому потоку"?

По словам вице-президента SOCAR по маркетингу и инвестициям Эльшада Насирова, "Турецкий поток" не составляет конкуренции Южному газовому коридору, потому что объемы азербайджанского газа проданы на 25 лет, покупатели обязаны его принять, а для следующих поколений месторождений в Азербайджане нужны новые трубопроводы. В случае, если "Турецкий поток" будет построен быстрее мощностей в рамках ЮГК, это не вызовет проблем. "Потому что к тому времени, когда будет построен TAP, наши потребители обязаны принять наш газ", - добавил Насиров, слова которого приводит РИА Новости.

Кроме того, по словам Насирова, Азербайджан в будущем рассчитывает использовать газотранспортные мощности в продолжение "Турецкого потока" на территории Европы для поставок дополнительных объемов газа со своих месторождений.


В будущем добычу газа в Азербайджане позволят увеличить такие месторождения, как Абшерон, Умид, Бабек. "И мы рассчитываем, что если будет построен "Турецкий поток", то, естественно, мы сможем использовать продолжение. У нас два варианта: или расширение TANAP и TAP, для того чтобы добавлять, или использовать в рамках Третьего энергетического пакета доступ к трубе (продолжению "Турецкого потока" на территории Европы - ред. РИА Новости)", - подчеркнул Насиров.
 

Говоря о мощностях в продолжение "Турецкого потока", имеется в виду газопровод (Южноевропейский), который греческая и российская стороны намерены построить на территории Греции.
 

Совсем недавно Греция и Россия подписали меморандум о строительстве и эксплуатации газопровода на территории Греции, которая является одной из пророссийски настроенных участников евролагеря. Документ предполагает создание совместной компании - оператора "Южноевропейского газопровода", которая будет контролироваться сторонами на паритетных началах. Россия намерена оказать содействие в финансировании проекта.
 

На первый взгляд, возможность использования мощностей Южноевропейского газопровода для транспортировки азербайджанского "голубого топлива" представить сложно. Но если разложить все по полочкам, то пазл складывается.

Газ в рамках "Шах Дениз" поступит в Турцию уже в 2018 году, европейские же покупатели должны получить его из Азербайджана в начале 2020 года. То есть, к 2020 году по TANAP можно будет транспортировать 16, а по ТАР - 10 миллиардов кубометров. Оба газопровода рассчитаны под расширение - TANAP до 31 миллиардов кубометров, а ТАР - до 20 миллиардов кубометров.
 

С учетом перспектив увеличения объемов добычи газа в Азербайджане и подключения к ЮГК газа из Туркменистана и Ближнего Востока, рассмотрение возможностей использования дополнительной газотранспортной инфраструктуры вполне обоснованно. Ведь возможности поставок газа в Европу будут ограничены мощностью Трансадриатического газопровода. Так, из 31 миллиарда кубометров, которые можно будет транспортировать по TANAP в Турцию, 6 миллиардов останутся на турецком рынке, 20 миллиардов можно будет транспортировать по ТАР. Соответственно, дополнительный выход из Турции просто необходим, как минимум для 5 миллиардов кубометров газа. Этим выходом вполне может стать Южноевропейский газопровод.

И в этом случае можно будет выбирать. Если, к примеру, у Азербайджана будет дополнительно еще 5 миллиардов кубометров своего газа (примерно столько планируется добывать с месторождения "Абшерон"), то можно будет не расширять ТАР еще на 10 миллиардов, а направить их по Южноевропейской трубе, что будет более целесообразней. А уже при возникновении острой необходимости провести расширение ТАР.
 

Но, пока все это лишь перспективы, и для того, чтобы говорить о них с большей уверенностью, Россия должна согласовать все вопросы с Турцией и Европейским союзом, а также должны появиться реальные дополнительные объемы газа как из Азербайджана, так и третьих стран. Самое главное, что на все это нужно время...

 Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь