Почему Азербайджан опережает соперников по европейской газовой гонке - АНАЛИТИКА

Как и ожидалось, "Турецкий поток", инициированный Россией в декабре прошлого года, столкнулся с первыми трудностями. Несмотря на то, что российский газовый монополист "Газпром" неоднократно заявлял о намерениях начать строить первую нитку газопровода уже этим летом (а точнее, в июне) и завершить работы к концу 2016 года, фактически, работы по проекту задерживаются. Свидетельством этого является то, что "Газпром" расторгает контракт с итальянской компанией Saipem на прокладку морской части "Турецкого потока". Как говорится, первый блин комом.
 

Говоря о "Турецком потоке", необходимо отметить, что на данном этапе - это проект, который не имеет достаточной юридической базы. В данном случае речь идет об отсутствии четкого соглашения между Турцией и Россией, разрешения на строительство газопровода на турецкой территории и контрактов на куплю-продажу газа.
 

Проект "Турецкий поток" предполагает строительство газопровода через территорию Турции и создание газового хаба на турецко-греческой границе. Газопровод, основу которого составят четыре нитки, должен будет транспортировать газ в объеме 63 млрд кубометров, из которых около 50 планируется поставлять в Европу, а оставшаяся часть предусмотрена для Турции.

Решение о строительстве турецкой трубы было принято российской стороной в одностороннем порядке. Несмотря на то, что большая часть газа, которую планируется транспортировать по трубопроводу, предусмотрена для Европы, о планах строить "Турецкий поток" Россия европейских партнеров заранее не уведомила. Это и стало причиной для негодования Европейского Союза, который не устраивает сильная зависимость от "Газпрома".

Нужно сказать, что Европа всевозможными механизмами и процедурами значительно отгородила себя от натиска "Газпрома". В случае с "Турецким потоком" ЕС занимает взвешенную позицию, лишь время от времени делая небольшие неоднозначные заявления.

"О "Турецком потоке" мы еще должны разговаривать, поскольку мы до сих пор имеем о нем информацию только с пресс-конференций, а нам нужно знать, как он повлияет на комплексную энергетическую безопасность в Европе, будет ли соблюдаться европейское законодательство", - говорил ранее еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович, который пояснил, что консультации необходимы, чтобы понять, как он (новый проект) "впишется в систему Энергетического союза".
 

То есть, на данном этапе реализации проекта загвоздка не в ЕС, а в Турции. В качестве основной причины затягивания переговоров между Турцией и Россией называется цена на газ. Пока турецкая сторона выдала только разрешение на инженерные изыскания и угрожает арбитражем, если Россия в ближайшее время не определится со скидкой на газ для Турции. Это было одним из условий соглашения по газопроводу, однако Москва оформлять скидку документально не торопится. Ранее сообщалось, что она может составить 10,25 процента.


Кроме того, холодок во взаимоотношения Турции и России внес и последний визит президента России Владимира Пути в Ереван, где он принял участие в мероприятиях, посвященных т.н. "геноциду армян". Таким образом, последствием того, что "Газпром" впервые запускает крупный энергопроект, не подписав обязывающих соглашений по нему, может стать недостроенная труба посреди Черного моря. И первые посылы к этому уже есть - "Газпром" расторгает контракт с Saipem, которая должна была начать прокладку морской части первой нитки (мощностью почти 16 миллиардов кубометров) "Турецкого потока" еще в июне этого года.

"Данное решение продиктовано невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта "Турецкий поток", - передает Gazeta.ru.

Отмечается, что другие работы по проекту продолжаются. Кроме того, South Stream Transport B.V. в ближайшее время намерена начать переговоры с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки "Турецкого потока".

Никто не исключает возможность реализации "Турецкого потока", но сейчас ситуация вокруг него очень туманная. Понятно, что "Газпром" не хочет терять газовый рынок Европы, хотя постоянно подчеркивает, что если Европа не возьмет газ, он всегда может перенаправить его в Азию. Но жесткие и однобокие действия газового монополиста говорят о противоположном.
 

Каждая сторона-участница процесса поставок газа - будь то поставщик, транзитер и покупатель, хотят для себя наиболее выгодных условий. Но для достижения консенсуса нужно время. Но почему-то "Газпром" не хочет ждать и пытается взять всех своим напором.

Независимо от того, какая судьба ждет "Турецкий поток", и Европейский Союз, и Турция являются участниками коридора, в рамках которого на европейский рынок поступит азербайджанский газ. Достигнуты все необходимые договоренности, подписаны все документы и соглашения, законтрактованы все предусмотренные на экспорт в рамках второй стадии разработки азербайджанского месторождения "Шах Дениз" объемы газа. Все это создало условия для активизации работ по формированию Южного газового коридора, который позволит Европе уже в начале 2020 года получить азербайджанское "голубое топливо".

Успешное развитие каспийского направления позволяет Европейскому Союзу, который жаждет снижения зависимости от российского газа, рассчитывать и на привлечение в коридор газа из Туркменистана. Для этого делается значительная работа. Встречи в четырехстороннем формате (ЕС, Азербайджан, Турция и Туркменистан) и переговоры, даже рассматривается возможность создания компании "Caspian Development Corporation". В числе заинтересованных в переговорах компаний отмечаются BP, "Statoil", "Total" и другие, которые уже работают в Азербайджане, а также RWE и "Eni" (представлены в Туркменистане).

Подвижки в решении иранской ядерной проблемы также позволяют говорить о том, что к ЮГК может подключиться и Иран.

Будет "Турецкий поток" или нет, пока еще неизвестно, но то, что Южный газовый коридор в активном развитии - факт. Коридор открывает большие возможности и перспективы перед всеми его участниками, то есть, каждый получит то, что хочет. Европа - альтернативный газ, Турция - и газ, и транзит, а Азербайджан - как возможность экспортировать свое топливо, так и перспективу превращения в страну-тразитера.


Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az

Твиттер: @Emilsmail

Все материалы автора здесь