Китай профинансирует армянскую железную дорогу в тупик? - ЕСТЬ МНЕНИЕ Мечущихся от без исходности по улицам Еревана обездоленных "многострадальцев" местные власти ободряют старой басней, о первом и по всей видимости последнем" армянском геополитическом прокте" - железной дороге из Армении в Иран.

Главный армянский стратег, президент Армении Серж Саргсян, еще выступая 9 июля в Уфе на совместном саммите БРИКС и ШОС, в ходе своих умозаключений о евразийской интеграции и инициативе "Экономического пояса Шёлкового пути", затронул тему реализации крупных инфраструктурных и транспортных проектов. Он заявил, что "в случае Армении таким проектом может стать строительство армяно-иранской железной дороги, которая обеспечила бы выход стран ЕАЭС через Персидский залив к Индийскому океану".

Не вдаваясь в особенности географии, о которой Серж Саргсян, видимо, имеет слабое представление, на любой карте можно увидеть, что для провоза товаров по "Шелковому пути" в Китай и обратно ведущим странам БРИКС, России, Казахстану и Узбекистану нет необходимости тащить свои грузы через горные перевалы Армении. Тем более, что "сладкая для армянского народа сказка", о прокладке железнодорожных путей в Иран - это сложная и дорогостоящая задача, для реализации которой у Армении нет ни сил, нет средств, ни технических возможностей.

Известно, что АО "Южно-Кавказская железная дорога" является 100% дочерней компанией ОАО "Российские железные дороги". 13 февраля 2008 года в Ереване между ОАО "Российские железные дороги" и Арменией был подписан Концессионный договор о передаче государственного ЗАО "Армянская железная дорога" в управление ЗАО "ЮКЖД". Согласно договору, срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет после первых двадцати лет работы по взаимному согласию сторон.

По оценке главы ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина, строительство новой дороги - дело не перспективное. Проект строительства железной дороги Иран-Армения лишен эффективности, а, следовательно, и перспектив. "Это как прорубить окно в стену соседнего дома", - как-то заявил Якунин.

Понимая всю бесперспективность железнодорожного "армянского геополитического проекта", полное безразличие к нему проявляют и иранские власти. Хотя в свойственной иранской дипломатии манере не отвергают прямо армянские фантазии. Посол Ирана в Ереване Мохаммад Реиси, говоря об этой железной дороге, заявил, что иранская сторона готова взять на себя строительство участка дороги на своей территории протяженностью до 60 км, но при условии, если найдутся инвесторы, которые вложат деньги в строительство участка железной дороги Мегри-Севан в Армении.

Несмотря на безразличное отношение к проекту Ирана и негативную позицию владелицы железных дорог Армении - России, 7 августа 2014 года Ереван одобрил предварительную программу строительства этой магистрали. Если верить армянским источникам, стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов, протяженность железной дороги до иранской границы составит 316 километров, в инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей и 27 станций. Строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 миллионов тонн в год. Сообщается, что проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCЕCC International) и, якобы, "к проекту проявляют интерес китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы". В Ереване утверждают, что в июне 2015 годп председатель совета китайской компании CCECC Ву Ваньляньги подтвердил интерес китайской компании и желание участвовать в программе строительства.

"Конечно, может быть, строительство железной дороги Иран - Армения не исходит из интересов наших соседей, но мы должны построить ее", - заявил премьер-министр Армении Овик Абрамян, коснувшись реальных перспектив строительства железной дороги и позиции российской стороны по этому вопросу.

Армения и Россия являются стратегическими союзниками, членами Евразийского экономического союза. "Но у нас также есть свои интересы, интересы нашего народа и родины, и я готов обсудить с ними вопрос в качестве партнера", - отметил он. Для нашей страны и экономики, - подчеркнул премьер, - железная дорога Иран - Армения имеет очень важное стратегическое значение. И мы это сделаем, вне зависимости от того, обидит ли это кого-то, исходит ли из чьих-либо интересов, или нет".

Армянский премьер-министр Овик Абрамян сообщил, что 23-25 сентября состоится его визит в Китай, в ходе которого вопрос строительства ж/д из Ирана в Армению будет обсуждаться с премьером КНР. "Президент (Армении Серж Саргсян) несколько месяцев назад посетил Китай, где достиг предварительной политической договоренности. Сейчас мы должны прийти к согласию с премьером Китая по экономической части в решении некоторых проблем, связанных с железной дорогой", - сказал Абрамян.



Трудно поверить, что эта очередная авантюра армянского руководства найдет свое разрешение, тем более, что железнодорожная линия даже в случае реализации этой фантастической идеи рано или поздно должна будет пересечься с реальным "Шелковым путем", идущим по маршруту Баку-Тбилиси-Карс. Но подключиться к нему без разрешения Азербайджана не удастся. А пока продолжается оккупация азербайджанских территорий, Баку не даст разрешения на сотрудничество с Ереваном. Стоит ли теперь Китаю идти на поводу армянской фантазии? Неужели в Пекине так глупы и Китай профинансирует армянскую железную дорогу в тупик?

Эльхан Алескеров, доктор философии, специально для Day.Az