Запад и Россия бьются в Арктике - что от этого получит Азербайджан - РЕПЛИКА
Без развития Севморпути (Северный морской путь) будущее России в Арктике окажется под большим вопросом. Каждый пятый предприниматель приарктической зоны связывает развитие своего бизнеса с этим маршрутом. Впрочем, помешать реализации этих планов могут как общестрановые проблемы, такие, как экономический спад, так и негативные явления - недостаточное финансирование и коррупция, пишет Gazeta.ru.
Без Севморпути развитие приарктических регионов России стоит под вопросом. Именно поэтому так важно обеспечить надежное круглогодичное транспортное функционирование этого маршрута, заявил глава делового совета Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарев в ходе первого заседания 18 сентября. Шишкарев подчеркнул, что очень важно повысить инвестиционную привлекательность Арктического региона для бизнеса. Это позволит привлечь частные инвестиции в Арктику и объединить усилия государства и бизнеса для развития этого региона. Но без развитой транспортной инфраструктуры сделать это будет проблематично.
Каждый пятый предприниматель приарктической зоны связывает развитие своего бизнеса с Северным морским путем. Такие данные приводятся в социологическом опросе, охватившем 814 респондентов и проведенном Фондом общественного мнения в августе 2015 года, пишет российское издание.
Помешать реализации этих планов, по мнению респондентов, могут как общестрановые проблемы, такие, как экономический спад, так и негативные явления - недостаточное финансирование и коррупция.
Пока что предприниматели негативно оценивают состояние экономик своих регионов, при этом негативные настроения преобладают в Северо-Западном регионе (Архангельская и Мурманская область) и на Дальнем Востоке.
Севморпуть начал эксплуатироваться в 1932 году. Маршрут может рассматриваться как альтернатива транспортным артериям, проходящим через Суэцкий канал. Севморпуть является кратчайшим путем между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
В планах российских властей - увеличение грузопотока через Севморпуть до 80 миллионов тонн к 2030 году.
Главный конкурент российского маршрута - египетский Суэцкий канал, через который ежегодно проходит около 1 млрд т грузов, что составляет 10% от всех мировых перевозок. За счет этого Египет получает $5,3 млрд ежегодно, а за счет открытия в этом году канала-дублера поступления в египетский бюджет увеличатся более чем в два раза в течение ближайших лет.
Задача по освоению Севморпути имеет важнейшее стратегическое значение для России. Этот путь способен стать драйвером роста для туризма, грузовых перевозок, а самое главное, дальнейшему развитию нефтегазового сектора страны, отмечает Gazeta.ru.
Однако, не все так легко, как кажется. Если в период "холодной войны" противостояние между Западом и Россией выражалось в форме наращивания военного потенциала и атомного оружия, то сегодня эта борьба перешла на другой уровень - экономического давления. Одним из основных видов оружия в этой экономической войне являются углеводородные ресурсы и маршруты их поставок.
Энергетическое противостояние между США и Россией можно наблюдать по всем фронтам. Исключением не стала и Арктика. Еще в мае администрация президента США Барака Обамы выдала компании Shell предварительное разрешение на буровые работы на арктическом шельфе. Это предполагает бурение в море Бофорта и Чукотском море, которые расположены между Аляской и Чукоткой (субъект РФ). Напомним, что Shell на этом участке уже работала, однако в 2013 году, после того, как две платформы компании сели на мель, американские власти запретили продолжать работы до устранения проблем с безопасностью.
Разрешение на бурение, выданное весной этого года Shell, вызвало протесты "зеленых" обеих стран. Конечно же действия экологического лобби, которые сильно в США, очень даже на руку российской стороне. Ведь Россия, которая также имеет большие запасы нефти и газа в Арктике, в настоящее время завязана по рукам и ногам. Для освоения этих ресурсов нужна техника, и технологии, доступ к которым ограничен из-за западных санкций, кроме того, на все это нужны деньги, что проблематично в период нефтяного кризиса. Соответственно, любые волнения и негодования вокруг темы арктических энергоразработок США играют в пользу России, которой не очень-то уж и хочется быть проигравшей в этой глобальной энергетической войне.
Конечно, организация разработки и добычи на море - процесс очень сложный и требует проведения больших работ по обеспечению и соблюдению всевозможных норм безопасности. Так принято во всем мире, и все этим номам следуют, потому что любая недоработка может в итоге вылиться в страшную экологическую катастрофу.
Азербайджан также имеет очень большой опыт в сфере морской нефтегазодобычи. В настоящее время в азербайджанском секторе Каспия в разработке находятся десятки месторождений, в частности, такие крупные и всемирно известные, как нефтегазовый блок "Азери-Чираг-Гюнешли" и газоконденсатное месторождение "Шах Дениз". С целью обеспечения безопасности и исправной работы платформ, расположенных на этих месторождениях, регулярно проводятся плановые профилактические работы.
Вообще, экологические претензии России, которая сама с легкостью отмахивается от наездов экологов, порой удивляют. Речь идет о разработке морских месторождений и прокладке подводных трубопроводов. Удивительно это потому, что российская сторона сама ведет разработку морских месторождений, в частности, на Каспии. Именно российский "Газпром" занимается поставками газа в Европу по трубопроводу "Северный поток", который идет из России в Германию по дну Балтийского моря. С учетом всего этого, российские экологические претензии иногда бывают просто неуместны, они носят субъективный и однобокий характер.
Очень интересно и то, что экологические претензии Россия предъявляет и в вопросе строительства Транскаспийского газопровода, который считается оптимальным для доставки туркменских энергоресурсов на европейский рынок. Далее туркменский газ можно будет транспортировать через Грузию и Турцию далее в Европу.
Транскаспийский проект может быть реализован в рамках лоббируемого ЕС проекта Южного газового коридора, который на данном этапе предполагает начало поставок газа из Азербайджана с месторождения "Шах Дениз" в объеме 10 миллиардов кубометров ежегодно. Однако, Россия придерживаются позиции, что этот вопрос может быть рассмотрен только после определения правового статуса Каспийского моря, поднимая вопрос об экологической безопасности его прокладки.
"Об экономике проекта, его эффективности и финансовой окупаемости пусть судят те, кто планируют в него вкладываться. А вот экологическая сторона вопроса касается в первую очередь стран, берега которых выходят на Каспий, причем всех без исключения. И здесь все пять каспийских государств имеют право голоса", - говорил ранее официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.
Позиция опять субъективная. Ведь строительство таких трубопроводов - это суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, конечно же со строгим соблюдением всех экологических норм и требований.
Ясно, что здесь вопрос не в экологии, а в желании России ограничить доступ Европейского союза (союзник США) к газовым запасам Каспия. И противостояние ЕС и России в вопросе поставок газа является частью глобального энергетического противостояния между Россией и Западом, который пытается нейтрализовать первую. Похоже, что это у западных союзников получается, что и беспокоит РФ, экономические возможности которой благодаря стараниям США и ЕС сейчас очень ограничены.
Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail
Все материалы автора здесь
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре