Европейская стратегическая автономия и Южный Кавказ - АНАЛИЗ
Каковы цели европейской стратегической автономии?
Факт опубликования 3 декабря 2020 г. статьи Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля "Почему европейская стратегическая автономия важна" в очередной раз продемонстрировал, насколько для ведущих политических сил Европы важно единство континента в качестве монолитного организма.
В целом, данная линия имеет свою предысторию. Еще в 2016 г. увидела свет Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности. В предисловии к документу констатировалось, что в целях наличия сильного ЕС "необходима Стратегия", а именно, "общее видение и единый подход", что должно выпестовать стремление структуры "к стратегической автономии" для продвижения "наших принципов и ценностей". Непосредственно документ актуализировал важность "сильной Европы" по той причине, что "европейский проект, принесший с собой беспрецедентный мир, процветание и демократию, ставится под сомнение".
Тогда же в программной статье министров иностранных дел Франции и Чехии того периода - Жан-Марка Эйро и Любомира Заоралека - фокусировалось внимание на решимости европейских держав совместными действиями "обеспечить безопасность, защиту своих граждан и стабилизацию ситуации за его пределами". А это возможно исключительно в случае "расширения стратегической автономии и наших общих усилий в области обороны и национальной безопасности". Параллельно чему важно реализовать как "промышленные проекты, основанные на научных исследованиях", так и инвестиции "в ключевые технологии соответствующих финансовых программ Европейского фонда стратегических инвестиций и Европейского инвестиционного банка".
Как следствие, в 2017 г. было объявлено о создании на европейской площадке новых структур: Постоянное структурированное сотрудничество "PESCO", Европейский оборонный фонд и Скоординированный ежегодный доклад по обороне.
В начале 2019 г. Генеральный секретарь Европейской службы внешних связей Хельга Мария Шмид раскрыла, что реализация идеи континентальной стратегической автономии должно сформировать у европейцев умение "отстаивать и реально защищать свои интересы и ценности". Это позволит, к примеру, "сотрудничать с третьими странами на наших условиях". Потому-то и произошло "ускорение развития совместного военного потенциала в рамках Постоянного структурированного сотрудничества". Вместе с тем "расширение ответственности подразумевает значительные для ЕС возможности в энергетике, космической сфере, инфраструктурных проектах и других критически важных секторах". Параллельно чему необходимо разработать "механизмы для поддержания, защиты и обеспечения гарантиями экономических субъектов, ведущих законный бизнес за рубежом". Этот вопрос актуализируется вследствие санкционных нюансов, и "если мы станем более устойчивы перед лицом новых рисков, Евросоюз сыграет свою роль в укреплении многостороннего миропорядка".
Ну а 3 декабря 2020 г., о чем мы написали в начале статьи, ракурс стратегической автономии актуализировал Ж. Борррель.
Реально ли в Европе единство всех со всеми?
Однако, как всегда, жизнь вносит свои коррективы в любые теоретические, а иногда и практические, решения. К примеру, ряд экспертов с сожалением отметили, насколько пандемия продемонстрировала хрупкость общеевропейских ценностей по сравнению с устойчивостью национальных интересов. Президент Чехии Милош Земан подчеркнул, что распространение COVID-19 продемонстрировало "неспособность ЕС к координационным действиям", и Евросоюз "дал сбой". К слову, в апреле с. г. председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен принесла извинения Италии за эгоизм ЕС в борьбе с эпидемией коронавируса: "Следует признать, что в начале кризиса, столкнувшись с необходимостью совместного европейского ответа, слишком много кто думал только о своих национальных проблемах", - признала она.
Но пандемия - это лишь небольшое звено в цепочке проблемных вопросов с точки зрения единства Европы. Элементарно, одни страны уверенно ратовали (и продолжают ратовать) за ужесточение антироссийской санкционной политики. Другие, - пытаются смягчить эту линию и взять рывок на восстановление экономического взаимопонимания с Россией.
В этом же ряду - отсутствие единства в контексте довершения проекта "Северный поток - 2". Ну и, безусловно, всегда целесообразно помнить, что вряд ли все европейские страны, как один, будут молчаливо сносить поглощение франко-германским тандемом промышленности более слабых государств Европы. Плюс - не будем забывать о Brexit.
В этом аспекте, как это кому-то и не покажется странным, вспоминается Ленин, который писал, что "с точки зрения экономических условий империализма, т. е. вывоза капитала и раздела мира "передовыми" и "цивилизованными" колониальными державами, Соединенные Штаты Европы, при капитализме, либо невозможны, либо реакционны". Т. к. этот союз равняется "соглашению о дележе колоний", а при капиталистической системе последнее осуществимо лишь на основе силы. Поэтому проповедование "справедливого" раздела исключается. Соединенные Штаты Европы возможны только как "временные соглашения между капиталистами и державами Европы" для решения конкретных задач.
В преломлении к Южному Кавказу
В общем-то, данная линия (отсутствие единства внутри Европы) проявляется, в том числе, в отношении к происходящим событиям на Южном Кавказе. В период военных действий три ведущих европейских государства - Германия, Франция, Великобритания - занимали далеко не идентичную позицию. Франция полностью оказалась на стороне Армении (несмотря на то, что как сопредседатель Минской группы официальный Париж должен всегда соблюдать нейтралитет). Реально же нейтральной в дни боевых действий стала Германия. Ну а Англия, посредством BBC, занимала в большей степени проазербайджанскую позицию.
А уже после подписания трехстороннего Заявления 10 ноября в ход пошла иная оценка ситуации. Так, Жозеп Боррель заявил, что "в таких конфликтах, как Нагорный Карабах, Ливия и Сирия, мы наблюдаем форму "астанизации" региональных конфликтов (применительно к астанинскому формату по Сирии), которая ведет к исключению Европы из процесса урегулирования региональных конфликтов в пользу России и Турции".
3 декабря он же реанимировал аспект статуса Нагорного Карабаха, подчеркнув, что этот нюанс является частью продолжительного мира, требующего дальнейших переговоров.
Вслед за чем, 8 декабря, в контексте обсуждения министрами иностранных дел стран Евросоюза вопроса о европейской стратегической автономии, Ж. Боррель выступил за "более весомую роль" Европы в урегулировании региональных проблем. Обосновав это тем, что "в Нагорном Карабахе, Ливии и Сирии европейцы были исключены из процесса урегулирования конфликтов.
А отсюда вопрос - как Европа предполагает действовать в дальнейшем в свете ситуации, сложившейся в настоящее время между Арменией и Азербайджаном? Вполне очевидно, что ни Турция, ни Азербайджан ракурс какого-либо особого статуса для Нагорного Карабаха не рассматривают. В свою очередь, заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова от 4 декабря о том, что Россия не меняла своей позиции по статусу Нагорного Карабаха, как и другие страны, и принадлежность этой территории Азербайджану определена резолюциями СБ ООН, свидетельствует о полном признании территориальной целостности со стороны Кремля. Об этом же заявил и глава НАТО.
Потому на поверхность и выходит вопрос, готова ли Европа занять единую позицию в отношении нынешнего статус-кво в регионе? Обратим внимание, что пока Париж продолжает использовать проармянские рельсы, Баку зажег зеленый свет перед Италией в ракурсе восстановления разрушенных городов Азербайджана. Насколько усматривается, завтра возвращенная Азербайджаном ранее оккупированная армянскими вооруженными силами территория примет европейские кампании и других стран континента (для восстановления инфраструктуры). Однако, тогда как можно говорить о реальности европейской стратегической автономии в преломлении к Азербайджану (в свете единой политики)?
Кто бы сомневался, что антиазербайджанская риторика Елисейского дворца является одним из ответвлений антитурецкого настроя официального Парижа. Но тогда получается следующее: те страны Европы, что имеют напряженные отношения с Турцией (Франция, Греция, Кипр...), окажутся в антиазербайджанской упряжке. Отсюда - их ратование за некий статус для Нагорного Карабаха.
В то же время вполне очевидно, что Европа не будет единогласно голосовать за такое развитие событий. Следовательно, эта самая стратегическая автономия в преломлении к Южному Кавказу не сработает, не так ли? Но устроит ли это идеологов геополитического проекта под названием Европейская стратегическая автономия? Тем более что "ввод в эксплуатацию Трансадриатического трубопровода (TAP) и соединительного трубопровода между TAP и Snam Rete Gas позволит консорциуму "Шах Дениз" завершить последние шаги, необходимые для начала 25-летних поставок природного газа из Азербайджана потребителям в Италии, Греции и Болгарии до конца 2020 года".
P.S. Только ли ситуация вокруг Нагорного Карабаха является проблематичной для Европы в плане отсутствия единой позиции по тому или иному важному геополитическому вопросу?
Теймур Атаев
1.Общее видение, единый подход: сильная Европа. Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности
https://eeas.europa.eu/archives/docs/ru/docs/feature_eu_global_strategy_full_text.pdf
2.Жан-Марк Эйро, Любомир Заоралек. Движение к стратегической автономии Европы
https://ru.ambafrance.org/Dvizhenie-k-strategicheskoj-avtonomii-Evropy
3.Helga Maria Schmid. From Brussels with love. To a more assertive EU in a volatile world
https://www.the-security-times.com/brussels-love-assertive-eu-volatile-world/
4.Земан раскритиковал действия руководства ЕС в период эпидемии коронавируса
https://interaffairs.ru/news/show/25894
5.Ленин. О лозунге Соединенные Штаты Европы
https://www.marxists.org/russkij/lenin/1915/08/10a.html
6.Боррель считает, что Россия и Турция "астанизируют" конфликты в Карабахе, Сирии и Ливии
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10167671
7.ЕС видит необходимость в полном выполнении Минских договоренностей по Украине
8.Александр Саможнев. Евросоюз разрабатывает концепцию стратегической автономии
https://rg.ru/2020/12/08/evrosoiuz-razrabatyvaet-koncepciiu-strategicheskoj-avtonomii.html
9.Ввод в эксплуатацию TAP позволит начать 25-летние поставки природного газа из Азербайджана в Европу
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре