Мир на Кавказе: но где же Франция?

Day.Az представляет читателям очередной материал из рубрики "Зарубежный взгляд на регион". В ее рамках на нашем портале публикуются переводы важнейших аналитических материалов авторитетных зарубежных изданий, посвященных событиям в регионе в целом и в Азербайджане в частности.

После войны в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном Николя Лекоссен, директор Института экономических и фискальных исследований (IREF), выражает сожаление по поводу маргинальной позиции Франции в отношении Армении, в то время как своей позицией она могла бы сыграть более важную роль.

Лидеры Армении и Азербайджана должны встретиться в Сочи на этой неделе под "крылом" Кремля. Встреча будет проходить в особых условиях. В Армении выборы состоялись в конце июня. Они ознаменовались поражением провоенного лобби, которое десятилетиями усугубляло изоляцию страны. Годы войны, разрушения, последствия стагнации экономики, отрезанной от остального мира, привели к тому, что армяне в Армении проголосовали за мир и восстановление.

Эта реконструкция уже ведется. На территориях, возвращенных под его контроль в прошлом году, Азербайджан построил и открыл международный аэропорт; были построены первые дома для расселения миллиона внутренне перемещенных беженцев, ставших жертвами армяно-азербайджанского конфликта 1990-х годов.

Что еще более важно, разминирование ускоряется на самой опасной территории в мире, благодаря подробным картам, предоставляемым по крупицам правительством и военными Армении. Первые азербайджанские гражданские полеты проходят над территорией Армении с согласия обеих стран; коридор, соединяющий азербайджанский анклав с "материком", пройдет через территорию Армении с разрешения властей. Это реальная экономическая инвестиция, которая принесет Армении рабочие места и богатство.

Даже Турция, которую некоторые считают главным игроком в прошлогодней войне, с ее высокотехнологичным оружием и дипломатическим влиянием, оказавшим решающую помощь Азербайджану, протягивает руку помощи Армении, проводя переговоры об открытии дипломатических отношений впервые в истории.

Прочные связи между Францией и Арменией

Но что делает Франция? Почему она работает не более активно? Похоже, что она "пропала" на 12 месяцев. Нужно ли напоминать, что она является одним из трех постоянных сопредседателей Минской группы ОБСЕ - межправительственной инициативы, направленной на мирное урегулирование между Арменией и Азербайджаном? Армянская диаспора играет важную роль во Франции и на протяжении многих поколений дает ей ведущих деятелей, как в области культуры, так и политики. Если говорить только о самых известных, то Шарль Азнавур был одним из тех, кто лучше всего представлял французскую музыку.

Франция имеет почти моральный долг по отношению к этому региону мира и должна быть более вовлеченной, избегая любой формы пристрастности, в которой ее обвиняют некоторые наблюдатели. Не в этом ли заключается суть международной дипломатии?

Россия, поддерживающая Армению

Давайте не будем забывать, что конфликт в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана, населенном в большинстве армянами, был порожден советской политикой в отношении национальностей. На развалинах СССР она превратилась в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном после обретения ими независимости. Азербайджан потребовал полного вывода советских баз со своей территории, а Армения подписала с Россией договор об обороне и безопасности, разрешив не только российские базы, но и российскую охрану на своих границах, и установив полную зависимость от поставок оружия. Азербайджан заплатил высокую цену за свой отказ разместить базы: первое независимое правительство было свергнуто, страна потеряла контроль над 20% своей территории, включая районы за пределами границ Нагорно-Карабахской автономной области, и 700 000 человек были насильно перемещены.

У России нет никаких сомнений на этот счет. Ее военные и экономические союзы однозначно ставятся на сторону Армении. Армения является членом и председателем Организации Договора о коллективной безопасности России (ОДКБ), военного пакта шести стран, подкрепленного отдельным договором о взаимной военной обороне между Россией и Арменией. Она также является полноправным членом Евразийского экономического сообщества (ЕАС) - своего рода российской копии зоны единого рынка Европейского Союза. В военных вопросах Путин не стесняется демонстрировать свои мускулы: во время прошлогоднего конфликта скорость и успех восстановления Азербайджаном оккупированных армянами территорий застали мир врасплох, что побудило Россию выпустить баллистическую ракету по Баку в качестве предупреждения.

Экономически ослабленная Россия рассматривает неразрешенные конфликты как инструменты для сохранения контроля над тем, что она считает своей сферой влияния. Действительно, именно затянувшаяся ситуация "ни мира, ни войны" привела к прошлогодним столкновениям. Содействие прекращению боевых действий, которое было встречено с неодобрением большей частью международного сообщества, тем не менее, позволило ей укрепить свое военное присутствие и усилить принудительный контроль над регионом.

Франция должна сыграть свою роль

В отличие от них, позиция Франции кажется маргинальной, даже смехотворной. Тем не менее, она должна сыграть свою роль. Это правда, что среди европейских союзников нет настоящего единства по поводу политики в отношении Армении и Азербайджана. Италия, Греция и Болгария, которые снабжаются азербайджанским газом, явно имеют стратегические интересы, которые необходимо сохранить. По отдельности европейские страны, таким образом, похоже, застряли на своих позициях. Это создает возможность для Франции вступить в дипломатическую игру с головой. Как сопредседатель Минской группы, она имеет не только возможность, но и обязанность возглавить европейскую политику на Южном Кавказе и внести решающий вклад в разрешение конфликта.

Франция должна работать над ускорением сотрудничества во всех областях между Арменией и Азербайджаном. Как друг Армении и мира, она могла бы обеспечить, чтобы Армения с ее меньшей и более изолированной экономикой, наряду с Азербайджаном, все еще получала выгоду от любых экономических или транспортных проектов на Кавказе, когда границы будут вновь открыты. Она также должна содействовать реализации двусторонних проектов между Арменией и Азербайджаном, а не передавать контроль Москве.

Лидерство Франции в гражданской ядерной энергетике ставит ее в особое положение для решения серьезной энергетической проблемы, затрагивающей Армению и регион. Армения по-прежнему сильно зависит от одной из самых опасных в мире атомных электростанций, советской АЭС "Мецамор": наша страна может помочь преобразовать ее, предоставив передовые технологии и ноу-хау. В то же время, это могло бы способствовать открытию трубопроводов между Азербайджаном и Арменией, интеграции региональных энергетических систем, что способствовало бы установлению определенной стабильности.

В настоящее время мы практически бесполезны на Кавказе. Единственные интересы, которым служат мирные переговоры, - это интересы России. Франции следовало бы показать миру пример мужественной дипломатии, достаточно эффективной, чтобы разрешить конфликт и сделать мир прочным. Пока ситуация остается такой нестабильной, никакие реформы невозможны, никакие попытки европейской или евроатлантической интеграции не увенчаются успехом. Общество не может открываться и модернизироваться без турбулентности. Это очень подходит Москве. Но не Парижу.