Репортаж Аль-Джазира: жители Карабаха жаждут возвращения в свои дома

Всемирно известная Al Jazeera посвятила статью азербайджанцам, которые стали беженцами в результате агрессии Армении в 1990-х и оккупации азербайджанских земель на протяжении почти 30 лет.

Day.Az представляет вниманию читателей этот репортаж, рассказывающий о жизни одной из семей, пережившей ужас армянской агрессии.

Многие, кто бежал из Нагорного Карабаха в 90-х годах, надеятся жить в своих старых домах после прошлогодней войны.

Прошло три десятилетия с тех пор, как Расмия Ахмадова в последний раз видела свою родную деревню в Кяльбаджаре, лиственном районе Азербайджана, где растут фруктовые и ореховые деревья.

Её семья, всю жизнь прожившая во временном жилье, не переставала мечтать о том, что однажды они вернутся.

В прошлом году Азербайджан освободил Карабах и семь прилегающих территорий, включая Кяльбаджар.

Для более чем 600 000 азербайджанцев, которые были вынуждены покинуть свои дома после первой карабахской войны в 1990-х годах, когда Армения оккупировала 20% территорий Азербайджана, победа была праведной.

Победа также была горько-сладкой - за последние 30 лет в ходе боевых действий Ахмадова потеряла шесть членов своей семьи, включая старшего сына.

"Он был очень внимательным человеком. Он был не только сыном, но и моим другом", - говорит она, с гордостью перелистывая книгу в твердом переплете с напечатанными фотографиями 27-летнего Ниджата Атаева в военной форме.

Соседи собираются, чтобы помянуть Ниджата через год после его гибели, когда его танк подорвался на мине в первый день прошлогодней войны.

Сегодня квартира Ахмадовой на третьем этаже в Гянджляр шехерджии. По данным ООН, азербайджанцы Карабаха являются одной из крупнейших в мире внутренне перемещенных групп населения на душу населения, составляя 7 процентов населения страны.

По оценкам, от 20 000 до 30 000 человек погибли в первой карабахской войне, завершившейся в 1994 году, когда армяне оккупировали 20% азербайджанских территорий. Более полумиллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами.

Целое поколение выросло в изгнании

Азербайджан заявил, что 70 процентов перемещенных лиц хотят вернуться в Нагорный Карабах. Но на полную очистку территорий от мин и неразорвавшихся боеприпасов может уйти до 10 лет, сказал Al Jazeera заместитель министра иностранных дел Эльнур Мамедов.

В настоящее время осуществляются крупные инфраструктурные проекты по подключению освобожденных территорий к электросети и транспортному сообщению. По словам Мамедова, первые репатрианты будут переселены в специально построенное "умное село" в Зангилане в начале следующего года, а вскоре после этого планируется завершить и другие проекты по восстановлению освобожденных земель.

По данным Азербайджанского национального агентства по разминированию, более 60 человек пострадали и двое погибли в результате подрыва на минах.

Несмотря на явную боль в ее глазах, Ахмадова говорила только о гордости за цену, которую Ниджат заплатил за освобождение ранее оккупированных земель.

"Нет ничего милее сына, но нет ничего ценнее, чем отдать жизнь за свою страну, - сказала она. - У меня есть еще два сына, но если они нужны стране, я готова пожертвовать собой".

Ниджат, посмертно награжденный тремя медалями за службу и которого чтит местная школа, планирующая назвать в честь него классную комнату, мечтал о Карабахе. Он носил военную форму, которую выпросил у родителей в свой первый день в школе, и с удовольствием играл с игрушечным оружием, говоря в детстве, что "готов сражаться" ради освобождения азербайджанских земель.

"Мое последнее воспоминание о нем было, когда он позвонил домой за день до начала войны. Он служил в армии и знал, что это произойдет", - отметила Ахмадова.

"В его голосе была радость, он смеялся. Когда я спросила его, почему, он ответил: "Мама, есть хорошие новости, но я пока не могу тебе сказать".

Она показала видео на своем телефоне, на котором трое молодых людей в военной форме весело едут в машине, чтобы присоединиться к своему подразделению в Фузили.

"Это последняя осень в нашей жизни", - говорит Ниджат на видео.

Все трое погибли на следующий день. Они не дошли до Карабаха.

"Видно, что они не боятся", - говорит Ахмадова.

За почти 30 лет привязанность к Карабаху у многих настолько глубока, что два пожилых жителя Гянджляр шехерджии сказали Al Jazeera, что боятся, что у них случится сердечный приступ, когда они, наконец, увидят его снова.

'Наш долг - вернуться"

Нескольким семьям был предоставлен доступ в город Шуша. Этот стратегически важный город, освобожденный в войне 2020 года, является культурной столицей Азербайджана.

На площади флага в Шуше проходит панихида по погибшим военным.

Их дети сажают 100 сосен, которые, по словам представителя фонда "YAŞAT", созданного для помощи семьям погибших и раненых в прошлом году солдат, вырастут высотой четыре-пять метров.

Одна девушка, 17 лет, носит азербайджанский флаг, обернутый вокруг плеч. Когда ее спросили, что значит впервые увидеть Карабах, она сказала то же самое, что и другие, с кем беседовала Al Jazeera: "Нет слов".

"Вы не можете описать эти эмоции. Здесь и много счастья, и много печали", - сказала 47-летняя Сахназ Аббасова, окончившая школу в Шуше в 1991 году. Она и ее бывшие одноклассники получили разрешение посетить город в рамках съемок документального фильма Государственного телевидения.

"Мать моей бабушки по материнской линии жила в Шуше. Наши корни уходят так далеко, что моя бабушка сказала, что ее не заставят уехать. Поэтому она осталась и была убита", - сказала Аббасова.

Для азербайджанских беженцев вернуться в Карабах - это шанс воссоединиться с детскими воспоминаниями, быть его гордыми жителями.

Для Ахмадовой, сколько бы лет ее семья ни провела в Баку, он никогда не будет ощущаться как дом. Как только будет объявлено, что Кяльбаджар очищен от мин и безопасен для посещения, она планирует на следующий же день переехать обратно.

"Мой сын и многие другие погибли за эти земли", - сказала она. - Мы стольким пожертвовали ради этой земли - наш долг вернуться".