Откровенное двуличие Никола Пашиняна в ООН - АКТУАЛЬНО от замглавреда газеты "Azernews" Орхана Амашова

В первой англоязычной газете Азербайджана "Azernews" опубликована статья заместителя главного редактора газеты "Azernews", политического обозревателя Орхана Амашова об откровенном двуличии премьер-министра Армении Никола Пашиняна в ООН.
C оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке.
22 сентября, выступая в ООН, премьер-министр Никол Пашинян мог бы быть, по крайней мере, менее лицемерным. С головокружительным энтузиазмом он прохрипел отчет об эскалации на государственной границе 12-14 сентября, обвинил Баку в якобы агрессивной позиции на переговорах и заявил, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана, если последний ответит взаимностью.
Как и в своих последних парламентских выступлениях на родине, Пашинян говорил о территориальной целостности Армении в 29 800 квадратных километров. В Нью-Йорке он пошел еще дальше и предложил Баку показать карту с границами Армении. Это было хитро, может быть настолько хитро, что можно было бы приставить к нему хвост и назвать его пронырой или хорьком. Однако по сути, это позерство является переговорной позицией, которая означает: "Что наше, то наше, что ваше, это предмет дальнейших переговоров". Такая позиция подобает победителю, то есть точно не Пашиняну.
Это неразумно еще и потому, что реальный вопрос заключается в том, готова ли Армения признать территориальную целостность Азербайджана в 86 600 квадратных километров, включая Карабах. На самом деле, он никогда открыто не делал столь однозначного заявления.
Таксономия будущего признания Арменией того, что Карабах принадлежит Азербайджану, все еще находится в стадии созревания и на сегодняшний день состоит только из притворных признаний, сделанных в разное время. Всякий раз, когда Пашинян приближался к существенной риторике или говорил о чём-то важном, гнев внутренней оппозиции и диаспоры обрушивался на него, заставляя его отступать или наполнять свои заявления нюансами иного смысла, чтобы отвлечься от трепетного движения к итоговому соглашению.
Пункт о взаимном признании территориальной целостности друг друга является неотъемлемой частью мирной повестки дня и представляет собой один из пяти принципов, предложенных Баку в феврале этого года и с которыми Ереван согласился в марте. В Нью-Йорке Пашинян возразил, что мирное соглашение должно быть реальным, а не фантомным, потребовав некоторой "конкретности" в отношении "взаимности".
Если ему нужна ясность, то следует также сказать, что армянские незаконные вооруженные формирования еще не покинули Карабах в нарушение статьи 4 трехсторонней декларации от 10 ноября 2020 года. Слова Пашиняна "мы готовы признать территориальную целостность Азербайджана" или "мы уже признали его в 1992 году" не влекут за собой ничего, кроме грязной, давно практикуемой творческой двусмысленности. Пока будет сохраняться неопределенность в отношении этого главного пункта, Азербайджан не обязан отвечать взаимностью столь многословно.
Печальным фактом жизни остается то, что государственная граница между двумя воюющими сторонами остается неопределенной. Частично из-за отсутствия прогресса в переговорах по делимитации эти повторяющиеся эскалации оказываются смертоносными и непредсказуемыми. Мнение Пашиняна о Зангезурском коридоре вызывает утомительное раздражение. Весь его аргумент, по-прежнему, основан на поверхностности, а именно на том, что термин "коридор" отсутствует в статье 9 соглашения о прекращении огня.
Ереван представляет себе мирный процесс как медленное движение вперед, пренебрегая импульсами. Это основная причина, препятствующая переговорам. В этом ключе особого внимания заслуживают активизировавшиеся в последнее время дипломатические усилия Вашингтона. 26 сентября помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан написал в Твиттере, что он организовал встречу советника Президента Азербайджана по внешней политике Хикмета Гаджиева и секретаря Совета национальной безопасности Армении Армена Григоряна и подчеркнул, что стороны, в частности, обсудили "важность проведения ограниченных по времени и целенаправленных переговоров".
Слово "сроки" здесь имеет решающее значение. Следует обратить внимание на непостоянство Еревана и его игнорирование сроков. Аргумент, что первая обязанность состоит в том, чтобы избежать возможности эскалации, а затем работать над мирной повесткой дня, вводит в заблуждение. Две цели должны выполняться одновременно. Как показал опыт последних двух лет, если переговоры затягиваются, эскалации будут продолжаться с большей регулярностью.
Если быть более кратким, то до тех пор, пока армянские силы будут скрываться под защитой российских миротворцев в Карабахе, внутри или вблизи временной зоны будет сохраняться напряженность. В то же время в неделимитизированной зоне на пересечении границ двух государств продолжится эскалация.
Сказав все это, следует задуматься и о постепенной трансформации Пашиняна, которая идет медленно и сдерживается давлением, оказываемым на него миросопротивляющимися силами внутри армянского мира. "Статус - это не цель, а средство обеспечения безопасности и прав армянского населения Карабаха", провозглашенное им заявление в апреле, стало важным шагом.
После эскалации 12-14 сентября в парламентском обращении он выразил готовность подписать документ, гарантирующий целостность Армении на территории в 29 800 квадратных километров, даже если такой курс приведет к его отстранению от должности. Несмотря на то, что позже от него несколько отказались, высказывание исходной точки зрения также было движением в правильном направлении.
Затем в Нью-Йорке, выступая перед Генассамблеей ООН, он подтвердил готовность признать территориальную целостность Азербайджана, если Баку сделает то же самое в отношении Армении. Это был еще один шаг. В совокупности эти пункты составляют неопровержимо расплывчатую и туманную область, которая еще не превратилась в твердую политическую позицию.
Окончательность будет достигнута, когда достаточная степень предшествующих заявлений создаст благодатную почву для окончательного признания Арменией того, что Карабах является Азербайджаном. Такой окончательности можно было бы добиться и другими средствами, если бы Пашинян, как обычно, решит сдвинуться со своей нынешней позиции.
Чтобы выбраться из этого отвратительного положения дел, Армении необходимо выбрать наиболее эффективную траекторию и не попасть в новую низшую точку. Если этого не сделать, то никто не будет выражать сожаления и Армении только останется проливать крокодиловы слезы. Пока Ереван не подпишется на признание и уважение территориальной целостности Азербайджана, собственные границы Армении будут подлежать уточнению, и армяне не смогут спать спокойно.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре