Российский политолог: "Война за Карабах может возобновиться в любой момент"
Интервью Day.Az c лидером Международного евразийского движения, доктором политических наук, профессором Александром Дугиным.

- По сообщению армянских СМИ, оппозиция этой страны все больше говорит о приближении конца действующего режима. По-вашему, такой сценарий реален сегодня для Армении?

- Во-первых, необходимо знать, что революция возможна всегда и в любом обществе. XIX и XX были веками революций, которые происходили периодически, иногда добивались целей, иногда проигрывали. В наше время многие подумали, что лимит на революции исчерпан. Ничего подобного! Человек не меняется, общество меняется, скажем, в формальных своих сторонах, поэтому лимит на революции не исчерпан и не реален. И возможность революционного переворота нельзя исключать ни для стран третьего мира, ни для Запада. Возможны те или иные формы революции за изменения. Что-то может закончиться народным волнением, а что-то может привести к свержению власти. И события в арабских странах, где смещены подряд уже два диктатора, чьи режимы еще вчера казались незыблемыми, тому подтверждение. Хотя речь идет о двух вполне легитимных президентах.

Соответственно, такое же может произойти в любой стране, даже в России, США, Европе.

Поэтому теоретически нет вообще никаких гарантий, что революция не произойдет в Армении. В Армении очень много политических проблем. Режим Саргсяна гораздо менее стабильный и сплоченный, чем у его предшественника - Кочаряна. И несмотря на то, что режим Саргсяна рассматривается многими как продолжение предыдущего, на самом деле отличия все-таки есть, и нынешний менеджмент политики Армении, на мой взгляд, уступает предшествующей модели. Она менее эффективна, и менее ориентирована социально.

Поэтому теоретически нет вообще никаких гарантий, что революция не произойдет в Армении

То, что за Тер-Петросяном и оппозицией стоят американцы, это секрет Полишинеля. То есть, это понятно. Но с другой стороны, наличие внешней поддержки оппозиции не оправдывает ее прежнюю провальную национальную и экономическую политику.

Но изменится ли после переворота что-то в политике Армении? Здесь есть большой скепсис, потому что принципиального ничего измениться не может. Армения достигла некоторой единой позиции во внутри- и внешнеполитическом курсе, и любая попытка предложить что-то другое, например, перейти под покровительство США, неминуемо приведет к обострению армяно-азербайджанского конфликта, к новым проблемам с Россией.


- Какая сила может придти к власти в Армении, и согласится ли Москва на такую перемену?

- Москва не очень-то контролирует ситуацию в Армении. Статус-кво, который сложился в результате военных действий вокруг Нагорного Карабаха еще в 90-е годы, Москву вполне устраивает. И в принципе, ни один из сменяющих друг друга политических режимов в Армении не ставил под сомнение этот статус-кво. Поэтому в принципе, теоретически, Москву Серж Саргсян устраивает больше, чем кто бы то ни было. Москва в общем оставила бы все как есть, поскольку любое изменение породит ухудшение положения и влияния России в регионе Южного Кавказа. В этом же заинтересован Иран. То есть, Москву устраивает то, что есть - хорошо ли, плохо.

Если переворот в Армении удастся, Россия, конечно же, максимально постарается донести до новой политической альтернативы, которая придет к власти, чтобы она оставила все так, как есть. И, кстати, это может быть не только Тер-Петросян, там достаточно много других деятелей со своими амбициями. И чтобы отношения с Америкой не стали чрезмерными, не приобрели антироссийский характер.

Это может быть не только Тер-Петросян, там достаточно много других деятелей со своими амбициями

- По итогам последнего регионального визита посредники говорили о каких-то "позитивных сдвигах". Как вы это прокомментируете?

- Я много раз говорил, что, на мой взгляд, проблема Карабаха вообще не имеет никакого решения. И самое лучшее для всех сторон и участников мирного процесса - это сохранение статус-кво. То есть, юридическое признание НК в составе Азербайджана, и практическое признание, по умолчанию, армянской оккупации и контроля над НК. Это устраивает абсолютно всех, - кроме американцев.

Поэтому любой сдвиг, который теоретически можно себе в этой проблеме представить, приведет к эскалации конфликта.

Можно представить, что стороны заключили мирное соглашение и армяне согласились на возвращение азербайджанских вынужденных переселенцев в НК. Ну и что мы получаем? Резню. Не надо быть пророком, чтобы понять, что первый же азербайджанец, возвращенный в Шушу, это либо потенциальная жертва, либо начало революционной деятельности

Поэтому отсутствие какой-то эффективности МГ ОБСЕ - это скорее успех. Потому что любая подвижка вокруг НК приведет к очень сложным, возможно, кровавым последствиям. И уж точно ослабит позиции России, Ирана в том регионе. И встречи лидеров сторон конфликта это по сути выпуск пара, некое предупреждение вооруженного конфликта, не более того. Позитивного решения этого конфликта просто нет. Какая бы из сторон в случае возобновления войны ни стала добиваться успеха, это сразу станет причиной для ее осуждения со стороны мирового сообщества.

Потому что любая подвижка вокруг НК приведет к очень сложным, возможно, кровавым последствиям

И Россия пока что подтверждает свое влияние в регионе, показывая свою способность держать ситуацию под контролем. А Иран не хочет появления в регионе в таком случае миротворцев с Запада.

Поэтому пусть уж лучше сопредседатели МГ выступают с бравурно-позитивными речами, чем обостряют ситуацию. От добра добра не ищут.

- А вообще, вы допускаете вероятность возобновления активной фазы боевых действий в зоне карабахского конфликта, или это абсолютно исключено?

- Война может возобновиться в любой момент. Потому что предпосылки для этого есть объективно. Существует неурегулированный территориальный конфликт, существует жесткое этническое противостояние в регионе, существует неопределенность юридического статуса контролируемого Арменией региона.

Но произойти это может только либо при решимости США взорвать ситуацию. А американская политика - разделяй и властвуй - и она может как бы поддерживать для этой цели обе стороны, например, как в ситуации с Израилем и Палестиной. То есть, они так или иначе могут подталкивать Баку к началу военных действий, и одновременно давать намеки Еревану на возможность признания ими юридического статуса НК.

А Россия несколько остужает эти устремления американцев взорвать ситуацию ровными отношениями с Баку и наличием своих войск в Армении. Но насколько долго все это будет продолжаться?
 

Если Россия ослабнет в результате каких-нибудь социальных катаклизмов и даже революционных событий в Москве, тем более вероятна новая кровь в регионе вокруг НК. Но для мирного разрешения этого конфликта нет абсолютно никаких предпосылок.