"Историческая призма". 1918. Государство Армения – продукт доброй воли Азербайджана

После поражения в кратковременной войне с Османской Турцией, 22 апреля 1918 года Закавказский Сейм принял резолюцию о провозглашении независимой Закавказской Демократической Федеративной Республики. В тот же день Сейм предложил сформированному правительству продолжить мирные переговоры, начатые в марте 1918 года в Трабзоне, и принять меры к скорейшему заключению мира с Османской Турцией.

С этой целью 11 мая 1918 года была созвана мирная конференция в Батуми с участием представителей турецкого правительства во главе с министром юстиции Халил беком Ментеше и Закавказской делегацией, возглавляемой Акакием Чхенкели.

Накануне начала Батумской конференции, на созванном 1 мая 1918 года совместном заседании всех Мусульманских фракций Закавказского Сейма выступил член Закавказской делегации М.Г.Гаджинский. Он поделился своими впечатлениями о встрече в Трабзоне и Батуми с военным министром Османской империи Энвером пашой, на которых были обсуждены важные вопросы, касающиеся будущего государственного устройства Закавказья, отношений между братскими азербайджанскими и османскими тюрками, а также о позиции турецкой стороны по вопросу создания самостоятельного армянского государства на Южном Кавказе.

Как отметил Гаджинский, Энвер паша считал, что Азербайджан, Грузия и Армения должны образовать общее федеративное и конфедеративное Закавказье с общим Сеймом в тесном союзе с Турцией. Если же не удастся образовать единое Закавказье, то, по мнению Энвера паши, самостоятельный Азербайджан, имеющий общую границу с Турцией, может образовать еще более тесный союз с Османской империей вплоть до формы Австро-Венгерской.
 

Турция не против образования самостоятельного армянского государства, если армянский народ прекратит свою интригу против турок ради англо-русской политики

Что же касается армянского вопроса, Энвер паша отметил, что Турция не против образования самостоятельного армянского государства, если армянский народ прекратит свою интригу против турок ради англо-русской политики. Таким образом османское правительство выразило свое отношение к решению национального вопроса в Закавказье.

11 мая 1918 года в Батуми начала свою работу мирная конференция, которая должна была окончательно определить будущий формат отношений между Османской Турцией и Закавказской федерацией. Важнейшей проблемой, которую должны были решить стороны, стал вопрос о будущих границах двух государств. Однако возобновление боевых действий в районе Александрополя и выдвижение со стороны Турции новых территориальных требований внесли изменения в характер переговоров.

В своем заяв­лении о сложившейся ситуации глава турецкой делегации Халил бек определил новый характер переговоров, заявив, что поскольку между двумя государствами была пролита кровь после заключения Брест-Литов­ского мира, его условия уже не могли служить основой для дальнейших переговоров.

После этих требований работа конференции зашла в тупик и приняла новый характер: она сделалась центром закулисных интриг и махинаций, которые, в конце концов, и определили судьбу Закавказья. Бескомпромиссность Турции ясно давали понять, что Закавказской федерации в теперешней ее форме не суждено было долго существовать.

Азербайджанские представители в Батуми, как-то пытаясь решить проблему защиты федерализма в неопределенном пока будущем, пытались зондировать почву с грузинами на предмет создания совместного государства с исключением из него армян.

Что же касается армян, то вопрос о создании ими государства на Южном Кавказе стал особой темой переговоров на конференции. После поражения Армянского национального корпуса под Эрзерумом в марте 1918 года, турецкие войска восстановили контроль над "Турецкой Арменией", а военные действия перешли границу 1914 года и уже велись с армянскими вооруженными силами в основном на территориях Карсской области и Иреванской губернии. Таким образом, турецкое командование фактически устранило угрозу решения "армянского вопроса" в пределах Азиатской Турции и оставило армянам единственную возможность надеяться на его решение в границах Южного Кавказа.
 

Турецкое командование фактически устранило угрозу решения "армянского вопроса" в пределах Азиатской Турции и оставило армянам единственную возможность надеяться на его решение в границах Южного Кавказа

После занятия турецкими войсками Карса, Александрополя будущие очертания армянского национального очага стали проступать всё яснее. Тем временем, представители азербайджанской делегации на Батумской конференции в телеграмме, направленной 23 мая 1918 года военному министру Османской Турции Энверу паше, отмечали, что не будут возражать против создания на Южном Кавказе армянского кантона. Азербайджанская сторона мотивировала свое решение тем, что, значительная часть тех территорий, на которые претендуют армяне, находятся под контролем турецких войск. Поэтому, в случае создания вместо трех государств, двух - азербайджанского и грузинского, последние столкнутся с наплывом армян из этих территорий, что может привести к новым кровавым столкновениям.

Как отмечает в своих воспоминаниях член грузинской делегации на переговорах в Батуми З.Авалов, "армяне отказались от частей Елизаветпольской губернии (Карабах) и мусульмане согласны были на образование особого армянского кантона в Закавказье". Позиция османских политических кругов по поводу создания армянского политического очага на Южном Кавказе также была неоднозначной.

В телеграмме от 27 мая 1918 года представителю турецкой делегации на Батумской конференции Вехиб паше Энвер паша писал: "Если сегодня создать на Кавказе маленькую Армению с населением пять-шесть сотен тысяч человек и с достаточно маленькой территорией, то в будущем по приказам из Америки это правительство соберет под свое крыло миллионы. И у нас на востоке возникнет ещё одна Болгария, которая будет более враждебна, чем Россия".

Поэтому Энвер паша отдавал предпочтение идее переселения армян с мусульманских территорий и, в первую очередь населенной мусульманами Иреванской губернии. Если этот план не реализуется, то Энвер паша допускал мысль дать армянам в будущем что-то для их существования, но в такой ослабленной форме, чтобы они не укоренились и не представляли опасности для Турции и кавказских мусульман.

Лидер Армянской народной партии М.Пападжанов призвал армян принять условия турок, а вопрос о турецких провинциях оставить до решения общеевропейского конгресса.

О ходе переговоров в Батуми и позиции на них турецкой делегации сообщил на заседании Азербайджанского Национального совета 27 мая 1918 года один из членов азербайджанской делегации на конференции Насиббек Усуббеков. Он отметил, что Турция твердо решила сохранить самостоятельность Закавказья и готова содействовать в деле укрепления, усиления и процветания молодого Азербайджанского государства. В то же время, самым главным залогом процветания Закавказья, по мнению турецкой делегации, является солидарность и единение закавказских народов, для достижения чего необходима была некоторая территориальная уступка армянам со стороны Азербайджана.
 

Самым главным залогом процветания Закавказья, по мнению турецкой делегации, является солидарность и единение закавказских народов, для достижения чего необходима была некоторая территориальная уступка армянам со стороны Азербайджана

В результате, провозгласив свою независимость 28 мая 1918 года, армяне впервые получили право иметь свое государство на Южном Кавказе, территория которого свелась к части Эчмиадзинской, Иреванской и Новобаязетской уездов. Позже премьер-министр Армении О.Качазнуни так выразит свое отношение к акту провозглашения независимости Армении и предоставленным ей границам: "Должны ли бы мы объявить независимость? Имели ли возможность создать собственное государство и удержать его? Необходимо было возрождение давным-давно утерянной самостоятельности государственной. Армения все же должна обеспечить одно свое государственное существование. Она не может вместиться в трех с половиной уездах".

Столицу для своего нового государственного образования - город Иреван, Армения получила у правительства Азербайджанской Республики. 29 мая 1918 года Национальный совет Азербайджанской Республики уступил армянам в качестве столицы город Иреван.
 

29 мая 1918 года Национальный совет Азербайджанской Республики уступил армянам в качестве столицы город Иреван

Первоначальные границы молодых республик были закреплены Батумским договором от 4 июня 1918 года.

В то же время границы новообразованных южнокавказских республик были определены лишь по отношению к Османской Турции. Оставалось определить и уточнить взаимные границы между республиками. Согласно III статье Батумского договора предусматривалось, что взаимные границы между Азербайджаном и Арменией будут закреплены на основе заключенных сторонами протоколов, которые составляют часть настоящего договора. Однако никаких протоколов о взаимных границах в Батуми заключено не было. В последнем пункте Батумского договора особо оговаривалось, что настоящий договор будет ратифицирован и обмен ратификациями будет произведен в Константинополе (Стамбуле) в продолжение одного месяца или ранее, если это будет возможно, и войдет в силу со дня этого обмена.

Однако намеченная конференция в Стамбуле так и не состоялась...

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана