Москва, Анкара и Баку идут на сближение. Ереван остается на обочине

Визит президента России Владимира Путина в Турцию никак не мог остаться незамеченным в Армении. Наши соседи внимательно следят за любыми передвижениями и действиями российского лидера. И совсем не из дружественных и союзнических соображений, не из партнерского интереса. А для того, чтобы поймать момент, когда руководитель державы, до которой не дотянуться никогда, споткнется.

Судя по армянским СМИ, аналитики и эксперты Армении уверены - "Акела промахнулся". Проиграл, сдался, капитулировал - каких только выводов не сделали уже на армянском медиа-пространстве. Причем с нескрываемым торжеством. Ведь сама Армения перед Россией - ну что уж там - даже не моська перед слоном. И когда еще выпадет такая возможность - с удовольствием по факту высказать главе государства, которого до смерти боишься, свое армянское "фи".
 

Сама Армения перед Россией - ну что уж там - даже не моська перед слоном. И когда еще выпадет такая возможность - с удовольствием по факту высказать главе государства, которого до смерти боишься, свое армянское "фи"

Армянские СМИ акцентируют внимание на том, что визит Путина в Анкару состоялся ровно через год после посещения Армении. По-видимому, там углядели в этом факте некую символичность. Однако надо быть большим оптимистом, чтобы предположить, будто Армению в Москве воспринимают настолько всерьез, что планируют официальные визиты ей "назло" или хотя бы как-то принимая ее существование во внимание.

Еще армянскую сторону озаботил тот факт, что Владимир Путин сделал запись в Книге записей при посещении мавзолея Ататюрка. И если посещение этого места входит в протокол, то запись в Книге вызвала в Ереване некоторое беспокойство. Ведь там уверены, что враги Армении - враги всего человечества. И если армяне назначили Турцию своим врагом, значит, таковой она должна быть для каждого народа и государства. Таким образом, сделав запись в Книге и обратившись к турецким солдатам по-турецки, российский президент "разбил сердце" армянской общественности.
 

Впрочем, посещение президентом РФ Турции только добавило топлива в антироссийскую кампанию, полным ходом идущую в соседней стране

Впрочем, посещение президентом РФ Турции только добавило топлива в антироссийскую кампанию, полным ходом идущую в соседней стране. Как раз накануне так называемые прозападные силы устроили пикет перед парламентом с требованием не ратифицировать договор с ЕАЭС. Теперь антироссийская истерия получила дополнительную пищу.

Факт серьезных переговоров в Анкаре и расширения экономического сотрудничества между Россией и Турцией вызвал бурные обсуждения в экспертных кругах Армении. Там не хотят принимать происходящее за чистую монету, пытаются читать между строк, выискивать подтексты. Какого-то вдумчивого анализа от армянской стороны ждать не приходится. Там просто не умеют думать, когда кипит горячая армянская кровь. И даже когда не кипит. В Ереване ко всему подходят с высоты табуретки, на которую иногда удается взобраться, чтобы прочитать "стишок". А Россия и Турция - это величины для Армении недосягаемые. Объемы экономик, масштабы проектов - все слишком велико для Армении. Остается одно - заняться историей.
 

В Ереване ко всему подходят с высоты табуретки, на которую иногда удается взобраться, чтобы прочитать "стишок". А Россия и Турция - это величины для Армении недосягаемые

В связи с визитом Путина, в соседней стране усиленно вспоминают о Московском и Карском договорах, о якобы совместном российско-турецком уничтожении армянской государственности в начале прошлого века. И гадают, чем закончится сближение двух держав на этот раз. Понятно, что все призывы отменить указанные договора, звучавшие с армянской стороны в последнее время, утеряли свою актуальность. Да и вряд ли имели эту актуальность вообще. Ереван слишком много на себя берет, если думает, что Армения играет какую-то роль в происходящих процессах. Она будет поставлена в известность о решениях сторон, если они будут касаться ее, но повлиять на них она не в состоянии.

Понимая это, в Ереване пытаются угадать, говорили ли в Анкаре о Карабахе и если говорили, то что. Ничего хорошего для "армянского вопроса" от визита Путина в Анкару в Армении не ждут. Например, говоря о возможных русско-турецких договоренностях, касающихся Карабаха, эксперт Саро Сароян заметил, что "подобные договоренности во вред Армении были и еще будут". А директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саргсян уверен, что "в этих вопросах пойдет торг между Россией и Турцией".

Звучит и такое мнение - Турция и Россия оба сегодня - "изгои", и потому потянулись друг к другу. Руководитель аналитического центра "Модус Вивенди" Ара Папян считает, например, что обе страны переговорами в Анкаре хотят продемонстрировать Западу и Европе свои альтернативные возможности. "Турция говорит - ну ладно, не принимаете меня, значит, я буду с Россией. А Россия говорит - вы применяется санкции, но есть Турция".
 

Но, думается, волнует армянскую сторону не только это. Волнует армян и фактор Азербайджана

Что ж, почему бы двум крупным и сильным государствам не укреплять связи? Но, думается, волнует армянскую сторону не только это. Волнует армян и фактор Азербайджана. Хотя он в данном случае вроде бы не при чем, однако в Ереване прекрасно знают, какое место занимает наша страна в регионе и какую значимость ей придают в Москве. Мы уже не говорим о крепких дружеских и братских отношениях между Баку и Анкарой. И если разговор идет о расширении сотрудничества между Россией и Турцией, в этом сотрудничестве своя роль будет отведена и Азербайджану, являющемуся стратегическим партнером обеих держав. В отличие от Армении, которая, как всегда, снова осталась на обочине.
 

Одним словом, визит Владимира Путина в Анкару взволновал Армению не на шутку. Обсуждения еще будут продолжаться. Как это свойственно армянским аналитикам, акценты будут делаться на том, что никоим образом не зависит и не может зависеть от Армении. Но что, в то же время, может чувствительно сказаться на ее планах и надеждах. И уже сказывается.