Чего добивается Россия, вооружая оккупанта-Армению? - МНЕНИЕ
Неурегулированность нагорно-карабахского конфликта остается предметом внимания стран-посредниц, в частности России, усилия которой пока не дают каких-то реальных позитивных результатов на пути поиска его решения.
Накануне официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге, комментируя итоги недавней встречи президентов Азербайджана и Армении в Женеве, заявила о том, что российская сторона приветствует готовность Баку и Еревана к активизации процесса переговоров по нагорно-карабахскому конфликту. Месседж российского дипломата о том, что Москва за интенсификацию переговорного процесса и принятие дополнительных шагов, направленных на снижение напряженности на линии соприкосновения, звучит обнадеживающе.
В Баку, разумеется, мирные инициативы Москвы однозначно приветствуют и не оспаривают тот факт, что положение в зоне конфликта, как выразилась российский дипломат, остается "непростым". Теоретически, заявление российского дипломата звучит как очередной призыв к Баку и Еревану для проявления конструктивного подхода к урегулированию конфликта. Именно в таком контексте адресовано обращение представителя российской ведомственной структуры к обеим сторонам конфликта, а не к одной конкретной - к Армении, что было бы более объективно и логично.
То, что российская сторона постоянно держит руку на пульсе и пытается контролировать ситуацию в регионе в целях стабильности и удержания баланса сил (о чем постоянно заявляют российские политики), показывает ее большой интерес к южно-кавказскому региону. Ухудшение стабильности в регионе напрямую и негативно отразится на российских планах и интересах. Это также понятно. И это одна из главных причин, беспокоящих соседнюю Россию в контексте неразрешенного и взрывоопасного конфликта.
Для Азербайджана вопрос сохранения стабильности как внутри страны и в регионе в целом - приоритетный и рассматривается в одной связке с принципом восстановления территориальной целостности страны. Так понятие "стабильности" для Баку и Москвы - абсолютно разные.
Для Москвы "стабильность" заключается в том, что пушки в регионе не стреляют, а значит, нет потерь с обеих сторон. То, что Армения затягивает переговорный процесс, чтобы удержать статус-кво, мягко говоря, Россию не смущает. Москва не торопится давить на Армению и применять какие-то особые жесткие меры, она придерживается политики "мягкой силы", что в итоге не ставит окончательную точку на решении конфликта. В этом контексте уместно обратить внимание на слова, озвученные в заявлении российского дипломата о том, что Москва поддерживает усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые готовят очередную встречу глав МИД Азербайджана и Армении "для обсуждения сущностных вопросов урегулирования и возможных мер по стабилизации ситуации".
Что имеет в виду российский дипломат под понятием "возможные меры по стабилизации ситуации", не понятно и наводит на догадки и предположения. Примерно также сомнительным представляется видение российской стороны в вопросе соблюдения баланса сил в регионе. Москва целенаправленно вооружает страну агрессора, тем самым милитаризируя регион, который и без того вооружен фактически до зубов и уже давно напоминает пороховую бочку. Вопросы, связанные с военными поставками в Азербайджан, сильно раздражают Армению, и российская сторона в этом смысле проявила твердость духа, указав ей место, дав понять, что схема носит коммерческий характер и не будет приостановлена вопреки недовольству Еревана. Азербайджан все эти вооружения из России закупает за большие деньги, безо всякой скидки, что, собственно, подтверждает факт коммерческой сделки, даже если Россия - наш стратегический партнер. В случае с Арменией российское вооружение - это не коммерческая сделка, а целенаправленная военная поддержка Москвы по усилению военной мощи страны-агрессора.
Именно поэтому в Баку обоснованно и пока не навязчиво заявляют, что Россия должна более внимательно и осторожно подходить к вопросу поставок вооружений в Ереван.
Очередной кредит в 200 миллионов долларов на покупку современного оружия в Армению, благодаря которому серьезно пополнится военный арсенал страны-захватчика, идет вразрез с принципом нейтралитета, которого кстати, обязалась придерживаться Россия согласно мандату сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Этот шаг противоречит стратегическому партнерству с Азербайджаном и уж точно не усмиряет территориальные аппетиты и притязания армянского руководства, особенно учитывая, что вооружения в Армению носят не оборонительный, а наступательный характер. Подобная неосмотрительность нашего северного партнера явно не способствует поиску мирного решения конфликта и тем более обузданию оккупирующей страны. В Баку отмечают, что эта политика России не лучшим способом отражается на двусторонних отношениях, что на руку соседней Армении.
Примечательно, что в российском экспертном сообществе достаточно трезво и объективно оценивают последствия экспорта современных вооружений в регионе. Там есть мнение о том, что карабахский конфликт можно решить поэтапно, начав с возвращения Азербайджану семи районов, возможно, в обмен на какие-то политические и иные гарантии. Параллельно есть понимание того, что стратегия насыщения оружием сторон конфликта в условиях его крайней нестабильности не правильна и с точки зрения морали, и с точки зрения геополитики. Такой подход вместо демилитаризации ведет к нагнетанию ситуации в зоне конфликта и неизбежной военной конфронтации.
Именно по этой причине российская сторона должна разграничивать военную политику со страной-оккупантом и жертвой оккупации, а не оправдываться всякий раз тем, что экспортирует ракеты в Армению в целях "сохранения военного баланса сил в регионе". По факту получается, что таким образом Россия способствует саботированию переговоров, потому что вооружает агрессора и тем самым дает ему шанс затягивать политический диалог с Азербайджаном с тем, чтобы сохранить статус-кво еще на неопределенное время.
Матанат Насибова
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре