Турал Эфендиев: "Гражданское общество - это мост между народом и государством"

Проблема взаимоотношений НПО, СМИ и общественности часто обсуждается в печати и на различных мероприятиях. Наблюдается очень интересная тенденция, противоречивая по своей сути: свое недовольство тем, что деятельность неправительственных организаций недостаточно широко освещается в СМИ и тем самым не доводится до широких общественных кругов, выражают именно те организации, которые на самом деле осуществляют скорее формальную, нежели практическую общественно полезную деятельность, направленную на развитие гражданского общества, причем заботясь при этом о воображаемом резонансе больше, чем о фактических результатах.

 

Информация о реализуемых проектах тех НПО, которые заняты серьезным делом, подобно травинке сквозь асфальт, пусть не столь часто, но верно находит свое отражение на страницах печати. А социально значимые программы, сопровождаемые стабильными результатами, с привлечением представителей широких кругов общественности придают структуре и ее деятельности эффективность и востребованность, способствуя развитию гражданских институтов. В качестве примера можно назвать Фонд имени Ильяса Эфендиева, который зарекомендовал себя как НПО, активно участвующее в общественной жизни страны и пропагандирующее азербайджанскую культуру и искусство во всем мире.

 

В частности, фондом подготовлен ряд важных проектов, охватывающих проблемы подростков и молодежи, улучшение их юридического и социального положения, развитие институтов гражданского общества, свободы слова и демократических преобразований в стране. Мы беседуем с руководителем Фонда имени И.Эфендиева, доктором философии Туралом Эфендиевым:



- Как вы оцениваете ситуацию в гражданском обществе в Азербайджане? Наблюдаются ли конкретные подвижки в этом плане?

- Я бы сказал, что нынешняя ситуация с гражданским обществом у нас находится все еще на стадии формирования. Нам еще далеко до мировых стандартов, и тому есть несколько причин. Республика молодая, не так давно получившая независимость, и гражданское общество только начало формироваться. Возможно, со временем мы придем к более высокому уровню, но для этого следует серьезно поработать. К неправительственным организациям нужно выработать более серьезное отношение, причем по всем направлениям. Не секрет, что большая часть населения даже не представляет себе, что такое гражданское общество, НПО, чем они занимаются.

- Не думается ли вам, что нужно усилить просветительскую деятельность в обществе с целью выработки правильных подходов и оценки, причем не только среди чиновников и лиц, непосредственно занимающихся в этой сфере?

- За последние несколько лет в деятельности государства в этой сфере мы наблюдаем положительную тенденцию, т.е. при президенте АР создана специальная структура, финансирующая НПО, проходят мероприятия и тренинги, есть соответствующие указы и программы. Однако в вопросе информированности и пропаганды среди населения идеи гражданского общества все еще ощущается пробел.

Часть выдаваемых НПО грантов, я считаю, должна быть направлена именно на такие цели, т.е. на разъяснение широкой общественности - что это такое и какую пользу гражданскому обществу может принести. А когда народ воспримет это, тогда и будет результат деятельности НПО.

- Т.е. со стороны государства стремление усилить этот процесс более чем очевидно, однако общество пока инертно...

- Совершенно верно. Однако это стремление должно многократно реализоваться в конкретных делах, ведь одними грантами дело не ограничивается. Весь механизм финансирования НПО в Азербайджане следует доработать. Надо изучать опыт развитых стран, заимствовать то, что применимо к нашим реалиям, а не просто ехать туда, проводить беседы и затем оставлять все без изменений. Никто не говорит о том, почему в таких суммах выдаются гранты, ведь если урезать в несколько раз стоимость проекта, какой эффект можно ожидать от него? А не принимать урезанную сумму НПО тоже не может, потому что тогда его деятельность потеряет смысл. Получается, что организация не может функционировать эффективно, и проект не дает ожидаемого результата, а в итоге мы топчемся на одном месте.

Подход к финансированию должен быть совершенно другим! Посудите сами: как могут несколько человек за пару месяцев решить, сколько потребуется денег на осуществление 200-300 проектов? Развитие НПО должно идти иными путями и методами. У нас 2000 НПО и среди них 1900, можно сказать, существуют, а остальные пробиваются с трудом. Помимо государственной, должна быть поддержка и со стороны коммерческих структур, которых законодательно следует заинтересовать в благотворительности, предоставив им некие льготы. Нет механизмов реализации стимулирования третьего сектора. У нас даже нет закона о благотворительности, несмотря на то, что сегодня в парламенте многие депутаты являются руководителями НПО, которые обязаны поднять этот вопрос в парламенте страны. Приведу статистику: в США на миллион населения приходится около 5 тыс. НПО, в Швейцарии - 20 тыс. Ведь гражданское общество - это мостик между народом и государством.

- Какое место, на ваш взгляд, занимает Фонд имени Ильяса Эфендиева среди других неправительственных организаций страны?

- Я бы не сказал, что деятельность нашего фонда удовлетворяет меня полностью. Нет. Мы пока не достигли желаемого уровня, хотя идем к нему. Работая по многим направлениям, мы придерживаемся определенных рамок, отдавая приоритет сохранению и пропаганде творчества Ильяса Эфендиева. Наряду с этим мы также отдаем предпочтение пропаганде азербайджанских реалий в мире. А далее осуществляются другие многовекторные проекты: благотворительные, поддержка культуры и искусства и т.д. У нас нет больших средств, мы все делаем в рамках своих возможностей, ведь нас никто не финансирует, хотя некоторые члены фонда могут помочь в чем-то или, что бывает крайне редко, какие-то коммерческие организации окажут поддержку. У нас мало сотрудников, многие работают добровольцами, однако финансовые проблемы несколько тормозят нашу работу, и мы не можем развернуться в полную силу. Тем не менее, за 4 года работы фонда мы сделали немало.

Вот и сейчас мы работаем по проблемам детей, лишенных родительской опеки, - этот проект закончится летом будущего года.

Говоря о благотворительности, надо признать, что в Азербайджане есть организации, занимающиеся этим на высоком уровне. Нельзя не назвать Фонд Гейдара Алиева, который работает очень удачно по всем направлениям, претворяя в жизнь серьезные и масштабные проекты.

- Какие конкретно мероприятия и проекты были реализованы фондом в области культуры и искусства?

- У нас есть такой проект, однако мы еще не приступили к его осуществлению по причине отсутствия его финансирования. Скажу лишь, что наши проекты касаются литературы и организации культурных мероприятий вне нашей страны. Наш фонд имеет как устные, так и письменные договоренности с зарубежными телеканалами, университетами, организациями о сотрудничестве. Почему-то искусство у нас очень неохотно спонсируется, однако я надеюсь, что в скором времени мы подойдем хотя бы к венгерскому уровню. Представьте, что в Венгрии при почти одинаковом с нашей страной бюджетом и количеством населения до кризиса на НПО выделялось около 700 млн. долл., в то время, как у нас - около 2-3 млн. долл.

- Каждый год фонд пpисуждает международную премию И. Эфендиева. Кто был лауреатом этой премии за нынешний год и по каким критериям производится отбор кандидатов?

- Поскольку пропаганда Азербайджана на высоком уровне входит в наши приоритетные цели, а наша премия, собственно, и была создана для этого, мы руководствуемся этим критерием и при отборе кандидатов тоже. А высокий уровень - это глава государства, члены правительства, люди, имеющие вес не только в своей стране, но и на международной арене. Отношение кандидата к нашей стране, отношение его страны к Азербайджану, его отношение к своей родине и обществу и многое другое входят в комплекс критериев отбора. Причем премию дает не фонд, он всего лишь организовывает присуждение.

Одиннадцать членов правления фонда - очень авторитетные люди в нашей стране и за рубежом - решают и голосуют, кому присудить премию. Среди них Фархад Бадалбейли, Камал Абдулла, Бакир Набиев, Адалят Велиев, Фаттах Гейдаров, Эльчин Шихлы и т.д.

Скажем, среди наших лауреатов есть большой наш друг Ласло Челени - руководитель телеканала "Дюна" в Венгрии, который очень серьезно пропагандировал нашу страну. Во время вручения он заявил, что после этого каждый год в день вручения этой премии весь день эфир этого канала будет посвящен Азербайджану. Телеканал "Дюна" транслируется по всей Европе. Вот она - наша цель!

В нынешнем году мы наградили президента Словении Даниэла Тюрка за вклад в демократические преобразования в его стране и стремление к дружбе с Азербайджаном.

Словения - одна из самых демократичных стран, в которой произошли весьма серьезные изменения, гражданское общество тоже формируется очень успешно.

- Вы упомянули о детях-сиротах, что вы можете сказать о ныне проводимом проекте, его бюджете и продолжительности? Каким образом компания "Боинг" стала донором осуществляемого фондом проекта?

- Этот проект мы подготовили еще в прошлом году, но приступили к его реализации в сентябре. Он включает юридическую и психологическую помощь детям, лишенным родительской опеки, достигшим совершеннолетия. Что происходит с ними дальше, какие у них права, проблемы, как направлять их в жизни? Эти и другие проблемы мы стараемся решать в недавно созданном центре, который находится сейчас на стадии мониторинга в Баку и на Абшероне.

- Скажите, вы непосредственно общаетесь с детьми - обитателями интернатов и детских домов, готовящихся покинуть эти учреждения? Ведь именно на них направлены ваши усилия?

- Да, и не только с ними, но и подрастающим поколением, которые должны многое знать по жизни, чтобы не оступиться, не допустить ошибок. Мы проводим с детьми юридические тренинги, объясняем им в доступной форме законы и их права. После мониторинга наш психолог и юрист будут работать с определенными группами детей. Для этих целей мы выделили отдельную комнату в фонде, где будут проходить встречи и беседы. Обидно, что финансирование этого проекта не взяли на себя местные организации, хотя эта проблема наша, внутренняя. Да, некоторые общественные структуры вплотную занимаются этими проблемами. Почему-то создание подобного центра показалось многим здесь неактуальным. Как хорошо, что для американского конгломерата "Боинг" этот вопрос приобрел значимость, и они предложили нам свою помощь. Бюджет в размере 25-30 тыс. долл. Некоторую часть финансирует сам фонд. Если мы получим ожидаемый результат, мы думаем продолжить этот проект, охватив и регионы тоже, а наши партнеры, надеюсь, тоже не откажутся от спонсорства.

- Вы сказали, что многие работают у вас добровольно. Расскажите, как вы подбираете кадры, ведь работе в НПО нигде не учат?

- У нас проходят практику студенты из вузов, скажем, из Славянского университета каждый год приходят ребята, занимаются, перенимают опыт, интересуются международными связями, проявляют большой интерес. Волонтеров немало, все как бы происходит по цепочке. У нас ведь нет конкретного бюджета, поэтому приходится работать больше на общественных началах. Однако со следующего года мы кардинально будем менять свою работу, пока не хочу конкретно говорить, в свое время официально объявим, в каком качестве и в каком направлении. Думаю, эти преобразования будут интересны и общественности, потому что мы шли к этому и поняли, что можем осуществить более серьезные и масштабные проекты в качестве неправительственной организации, зарекомендовавшей себя с положительной стороны не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Со следующего года мы будем работать более результативно, хотя корректировка деятельности происходит постоянно.

Мы часто выезжаем, общаемся с НПО и госструктурами других стран, перенимаем их позитивный опыт. Настало время перейти на новый, международный уровень работы, общения и развития. Хочу надеяться, что недалек тот день, когда мы будем констатировать, как серьезно у нас сформировались и работают неправительственные организации.