Будет ли конец "арабской весне"? Мнение эксперта - ИНТЕРВЬЮ Интервью с руководителем службы арабских новостей АМИ Trend, экспертом Руфизом Хафизоглу.

- В последнее время проблема "арабской весны" обсуждается уже не столь последовательно, как прежде. И все же, как бы вы охарактеризовали данный феномен сегодня, учитывая, что "сирийский вопрос" все еще не урегулирован?

- Так называемые непоследовательные обсуждения "арабской весны" не означают, что проблема исчерпана. Если раньше широко обсуждались причины "арабской весны", то сегодня очень актуальны дискуссии относительно последствий этого явления и в особенности на фоне продолжающейся гражданской войны в Сирии.

С другой стороны, в странах, в которых произошла "арабская весна", до сих пор полностью не реализованы приоритетные цели. И можно сказать, что в этих странах из-за неурегулированности ряда проблем, в том или ином смысле вновь выдвигаются идеи "арабской весны".

Принимая во внимание специфику и политическую нестабильность в этих странах, можно сказать, что политические силы, которые пришли к власти, используя апологию "арабской весны", сами рано или поздно могут стать жертвами этого же явления.

- Как уже было отмечено, эпицентром "арабской весны" на сегодня является Сирия. Какие события можно отметить как ключевые за последние месяцы в сирийском противостоянии?

- Можно сказать, что события, развивающиеся в Сирии, до сих пор не происходили ни в одной из арабских стран, кроме Ирака. Связано это не только с этническими и религиозными особенностями Сирии, но и с тем, что именно в сирийском государстве сталкиваются интересы соседних стран.
 

Несмотря на это, в Сирии все идет по "сценарию". Как и ожидалось, против повстанцев на стороне сирийской армии активно действуют Иран и ливанская организация "Хезболла".
 

Хотя официальные лица Ливана отрицают участие "Хезболлы" в военных операциях в Сирии, участие боевиков этой шиитской военизированной организации в сирийском противостоянии доказано. То, что сам лидер "Хезболла" призвал членов организации бороться против "радикальных исламистов" в Сирии, доказывает участие боевиков в идущих процессах.
 

Кроме того, как и ожидалось, позиция Турции в вопросе Сирии день за днем смягчается, хотя официальные лица турецкого государства и не демонстрируют этого.
 

Одним из немаловажных факторов продолжения сирийского кризиса можно отметить и то, что Запад до сих пор не начал вооружать сирийскую оппозицию. На мой взгляд, вопрос вооружения сирийской оппозиции затянется.

В целом, наблюдая за происходящим в Сирии, можно заметить, что страна стала ареной борьбы всех радикальных исламских группировок. Не секрет, что на данный момент в Сирии, помимо вооруженной оппозиции, воюют "Аль-Каида", "Хезболла", Иран и ряд суннитских группировок, которые в свою очередь враждуют как с "Хезболла", так и с "Аль-Каидой". Учитывая этот факт, можно сказать, что противостояние в Сирии будет продолжаться еще долго, и есть опасность того, что столкновения могут охватить такие страны, как Ливан и Ирак.
 

- Правозащитная организация Amnesty International раскритиковала египетские власти за "серьезные проблемы в сфере религиозной терпимости". Насколько данная критика объективна, учитывая нынешние реалии египетского государства?

- Надо признать, что исламский фактор в арабских странах всегда имел место. И все слои общества понимают и осознают это в арабском мире. Конечно, неправильно утверждать, что в Египте после свержения Мубарака, в сфере религиозной терпимости все гладко.

Но не надо забывать, что среди арабских стран именно Египет является государством, где живет много немусульман.


Что касается критики "Amnesty International", то здесь мы не раз становились свидетелями двойных стандартов по отношению к мусульманским странам. Я думаю, что, если даже учитывать некоторые проблемы, которые существуют в Египте в сфере религиозной терпимости, это не приведет к каким-то серьезным негативным последствиям.


- Какие факторы могут способствовать росту безопасности в Ираке, чтобы в стране возникла возможность модернизировать энергетический сектор?

- Несмотря на частичную экономическую стабильность в Ираке, политическая ситуация все больше усложняется. Существуют проблемы как в политической, так и в этнической и религиозной сферах.

Религиозные и этнические проблемы в Ираке были всегда, даже во времена Саддама Хусейна, но бывший иракский лидер умело справлялся с этим. Необходимо признать, что после свержения Хусейна в Ираке не было серьезного политического лидера. Одна из проблем в политической действительности Ирака - это проиранская политика премьер-министра страны Нури аль-Малики. Именно этот курс стал причиной политических разногласий в Ираке.
 

Но, с другой стороны, на севере Ирака, в Курдской автономии особых политических и экономических проблем не наблюдается.
 

На мой взгляд, для модернизации энергетического сектора Ирака, в первую очередь, нужна политическая стабильность, которую трудно будет достичь в ближайшие годы.


- Как вы думаете, может ли через некоторое время оказаться в центре внимания вопрос о государстве-лидере арабского мира?

- Арабские страны отличаются друг от друга политическим, экономическим, этническим и конфессиональным составом. То есть неправильно сравнивать Марокко с Кувейтом или же с Йеменом. Но, несмотря на это, иногда, как вы правильно заметили, в центр внимания выдвигается вопрос "государства-лидера" в арабском мире. К примеру, политическая и экономическая активность Катара в последнее время может быть ярким тому примером.