Шведы искали у нее в горле особый аппарат – БЕСЕДА СО ЗВЕЗДОЙ - ФОТО

Во время встречи с Гюльянаг ханум, которая состоялась за кулисами Театра песни имени Рашида Бейбутова, перед самым концертом артистки, меня не покидало ощущение, будто я общаюсь со своей давней знакомой, а все потому, что она оказалась настолько теплым и открытым человеком, что собеседник просто не может не быть очарован ею.
- Как началась ваша творческая биография? Когда впервые вышли на сцену вместе с сестрой Гюльяз ханум?
- Пели мы с детства, еще учась в школе, в первом или втором классе. После окончания института, я поступила на работу в Театр песни имени Рашида Бейбутова, и так вышла уже на профессиональную сцену. А Гюльяз была уже солисткой Театра оперы и балета, она вышла на профессиональную сцену раньше меня. На нашем первом совместном выступление мы исполнили мугам "Heyratı", после чего стали известны как дуэт двух сестер. В Азербайджане был уже такой дуэт двух сестер, Фидан и Хураман Гасымовых, но они не часто выступали на сцене вместе. Мы впервые стали исполнять мугам дуэтом. Общенациональный лидер Гейдар Алиев называл нас просто - "Bacılar" ("Сестры"), и с тех пор, с 1997 года, наш дуэт знают именно под таким названием.
- Как вам больше нравится выступать, сольно или дуэтом с сестрой?
- И сольно, и вместе с сестрой. Каждое выступление интересно по-своему. Когда я пою сольно, то я более свободна, могу петь как мне удобно, ни под кого не подстраиваясь. А когда мы выступаем вместе, я должна постоянно думать о ней, быть внимательной: как она поведет себя, как споет, как бы не сбиться. Когда ты поешь дуэтом, ты должен думать о партнере, это не конкурс, где стремишься перепеть кого-то, это дуэт, и надо выступать гармонично, уважать и понимать друг друга, будь то сестра, брат или какой-либо другой артист. Мы всегда стараемся петь именно так, и получаем от этого огромное удовольствие.
Иногда возникают трудности с репертуаром, когда мы поем с Гюльяз. К примеру, когда нужно петь о любви юноши к девушке, изобразить чувства, это трудно. Поэтому мы внимательно подбираем репертуар, чтобы хорошо подходило для дуэта двух сестер, это могут быть песни о жизни, о родном крае, на тему патриотизма. Например, недавно мы записали дуэт, приуроченный к первым Европейским играм, посвященный спортсменам и спорту.
- Какие гастроли запомнились и потрясли вас больше всего?
- Я могу сказать, что все гастроли запомнились мне, и оставили в памяти приятные воспоминания. Например, гастроли в Швеции прошли очень интересно. Это был первый мой выезд за границу. Там проходил большой фестиваль со множеством участников из разных стран, но больше всех поразило всех наше выступление.
Помню, в Швеции проверяли мое горло, полагая, что у меня там какой-то аппарат, который и позволят мне так петь (смеется). Публика слушала наши песни, открыв рот, несмотря на то, что не понимала слов. Им очень понравились азербайджанские народные песни и то, как их исполняют. Они слушали с восхищением, и это мне очень хорошо запомнилось.
Вообще, все мои гастроли хорошо запомнились: в Германии, Австрии, Молдове, Турции и т.д. Запомнился мне концерт в Страсбурге, в здании Совета Европы. Выступали мы без микрофона. Концерт был посвящен вступлению Азербайджана в Совет Европы. Тогда, в 2001 году, Адалят Велиев, заместитель министра культуры и туризма, принял решение, что мы с сестрой будем принимать участие на этом концерте.
Позднее у нас был концерт в Нью-Йорке, в здании Организации Объединенных Наций, этот концерт также прошел очень интересно, я выступила дуэтом с Эхтирамом Гусейновым. И снова публику поразила азербайджанская музыка и песни.
Помню также выступление в Молдове. Мы тогда за час выучили молдавскую песню и исполнили ее на сцене. Публика была изумлена и восхищена тем, как нам удалось так быстро выучить их песню. Даже Полад Бюльбюльоглу был очень удивлен.
Вообще, мы всегда стараемся исполнять песни тех стран, где бываем на гастролях, это ведь проявление уважения. Нам ведь тоже нравится, когда иностранные исполнители, приезжая к нам, поют наши песни, особенно народные. Это всегда вызывает восторг и восхищение публики. Даже если слова не совсем правильно произносятся во время исполнения, но зато мы видим - человек старался сделать нам приятное (улыбается).
Но больше всего мне запомнились гастроли в Турции, так как именно там я и познакомилась со своим супругом. Несмотря на то, что мы оба азербайджанцы, нам суждено было познакомиться в Турции (смеется).
В марте этого года замечательно прошел мой концерт в Калифорнии, где я в течение трех часов выступала, как обычно, без фонограммы. Публика там тоже замечательная, слушала с восторгом, а это для меня самое главное - чувствовать понимание и поддержку публики. Я никогда не думаю о гонораре во время своих выступлений, для меня самое главное, чтобы зрители получали удовольствие от концерта.
- Как вы считаете, вредят ли семейной жизни частые гастроли или, наоборот, только помогаю укрепить союз?
- Нет, не вредят. Я, конечно, беспокоюсь о своих родных, о детях, когда долго нахожусь вдали от дома. Когда я находилась 12 дней в Америке, то очень тосковала, много плакала. Утром и днем много работы, и время незаметно пролетает, а ночью начинала опять скучать по родным. Но я спокойна, - муж находится рядом с детьми, они в безопасности.
Как-то во время гастролей в Турции, где я пробыла 6-7 дней, я не смогла выступить в последний день, потому что узнала, что моя дочь заболела, тоскует, плачет, хочет ко мне. Поэтому я поспешила вернуться, и ребенок, увидев меня, сразу поправился. Это была моя первая, старшая дочка. Теперь у меня трое детей, они вместе играют, уже не так скучно, им есть чем заняться.
- Когда вы работаете с сестрой, часто ли между вами возникают конфликты?
- Да, конечно (улыбается), но в хорошем смысле этого слова. Мы начинаем спорить: какую песню лучше исполнить, какой репертуар лучше выбрать, какой костюм больше подойдет к тому или иному образу, и так начинаем спорить и ругаться (смеется). Однако, все это для успешной работы, чтобы в конечном итоге результат был на высоте. Конфликты в работе необходимы, они не возникают на пустом месте... В обыденной жизни могут быть конфликты из-за всякой ерунды, а в работе, все совсем по-другому.
Например, по поводу исполнения в опере "Лейли и Меджнун" Гюльяз со мной спорила, она ведь уже много лет занята в этой постановке и хорошо ее знает. Она всегда говорила, чтобы я не плакала во время выступления, так как это может испортить исполнение, голос будет звучать неправильно, на что я ей отвечала - это необходимо по роли. Сцена такая, как бы это не отразилось на моем исполнении, я все равно буду плакать, пусть даже мой голос сорвется. И по сей день я придерживаюсь этого мнения! Все-таки мы не во всем приходим к согласию, по-разному бывает (улыбается).
- Вообще, ваши вкусы с Гюльяз ханум сильно отличаются или наоборот, вы во всем похожи?
- Иногда отличаются, а иногда похожи. Естественно, у каждого человека свой характер, свои вкусы и предпочтения. У нас иногда бывает в чем-то согласие, или, наоборот, мы смотрим на какие-то вещи с разных точек зрения.
В музыке это тоже встречается, во время выбора репертуара. Например, сестра считает, что ее голосу не подходит та или иная песня, и Гюльяз советует мне ее исполнить, считая, что я ее спою лучше.
- Стараетесь ли вы советоваться со своим супругом в вопросах, касающихся сцены, вашей творческой жизни?
- Да, в некоторых вопросах. Несмотря на то, что мой супруг Зия никакого отношения к музыке не имеет, но за время нашей семейной жизни многому научился и все понимает (смеется). Теперь он дает мне ценные советы, к которым я стараюсь прислушиваться, например, о репертуаре: он знает, что я лучше спою, а что мне лучше не пробовать. Даже в сценических костюмах Зия старается давать мне дельные советы. Мы женаты уже девять лет, поэтому он уже во всем разбирается, что касается сцены. Самое главное, что он меня во всем понимает и поддерживает.
- Что вас в первую очередь привлекает в людях?
- Естественно, их уважительность, внимание, это первое, на что я обращаю внимание со сцены. Когда ты выступаешь, то всегда наблюдаешь реакцию зрителя: нравится ли им, понимают ли они тебя. Я всегда вижу, кто меня понимает, а кто нет, кто любит музыку, а кто нет. Иногда бывает такая публика, которая замечает каждую деталь исполнения, аплодирует, это всегда меня очень радует и вдохновляет, я понимаю, что занимаюсь своим делом.
- Ваше отношение к самой себе изменилось после того, как вы получили звание заслуженной, а потом и народной артистки республики?
- Как человек, я не изменилась, и моя сестра тоже. Наше отношение к окружающим людям никак не изменилось. Зрители нам аплодировали, поздравляли, как мы можем поменять свое отношение к ним?! Однако, звание заслуженной артистки, которого мы были удостоены с Гюльяз в 1998 году, по указу Общенационального лидера Гейдара Алиева, - это большая ответственность, и необходимо каждый раз доказывать, что ты достоин этого звания. Я много лет уже являюсь солисткой Театра имени Рашида Бейбутова и всегда стараюсь достойно выступать, потому что это тоже определенная ответственность.
Мы с Гюльяз также были удостоены звания народных артисток республики в декабре прошлого года Президентом Ильхамом Алиевым. Это большая честь для нашей семьи, и мы стараемся ее оправдывать.
- Что для вас самое важное в преподавательской деятельности?
- Гюльяз ради своих учеников готова душу отдать, очень любит работу учителя. Я тоже преподаватель кафедры мугама в Университете искусств, но считаю, что она как учитель намного лучше меня. Все ее студенты уже добились определенных успехов. Например, Кямиля Набиева, которая заняла второе место на конкурсе мугама в 2011 году, Сярхан Буниятзаде, победитель четвертого конкурса мугама в 2013 году. В этом году ее ученица Садаф Будагова заняла третье место. Вообще, каждый год на этом конкурсе бывают ученики Гюльяз.
Для меня, если честно, прежде всего, моя работа в театре, потом преподавание, у Гюльяз же на первом месте - ее ученики. Она делает это с удовольствием, прекрасно все объясняет, ее преподавательская методика очень проста и понятна. Кроме того, она успевает выступать в Театре оперы и балета, у нее много разных ролей, в том числе и Лейли в спектакле "Лейли и Меджнун", "Аршин мал алан", и т.д. На протяжении более чем двадцати лет она успешно выступает на сцене театра. Несмотря на это, она никогда не ставила студентов на второй план.
Нажмите на фотографии для увеличения:











Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре