Азербайджан и Европа берут Иран на прицел - АНАЛИТИКА После предстоящего снятия санкций с большой нефтегазовой державы все только и говорят о том, как это может отразиться на курсах валют, ценах на энергоносители и энергетической карте Европы. Между тем, снятие санкций - это не только открытие Ирану доступа в Европу и весь мир, но и наоборот. Иранский рынок, фактически свободный от компаний из большинства стран мира из-за санкций, может быть достаточно привлекательной целью.



Первыми это поняли в Европе. Еще не успели просохнуть чернила на историческом соглашении по иранской ядерной программе, а европейский бизнес уже занялся конкретными приготовлениями к тому буму, который должен начаться после снятия международных экономических санкций с Ирана - страны, обладающей одними из самых крупных в мире запасов энергоносителей и населением почти в 80 миллионов человек.

Договоренность с Ираном была подписана во вторник, 14 июля, а уже в воскресенье, 19 июля, в Тегеран с трехдневным визитом собирается прибыть немецкая делегация во главе с вице-канцлером, министром экономики и энергетики Германии Зигмаром Габриэлем (Sigmar Gabriel), передает Deutsche Welle. Его будут сопровождать президент Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Эрик Швайцер (Eric Schweitzer), а также группа бизнесменов и топ-менеджеров.

Опять же на следующей неделе в Вену на международную конференцию из Тегерана должна прибыть делегация, в которую, как ожидают, войдут порядка 50 иранских политиков и бизнесменов. Тем временем глава французского автостроителя Peugeot Максим Пика, по свидетельствам СМИ, в последнее время ведет переговоры с иранскими представителями чуть ли не еженедельно. И это - лишь несколько примеров резко активизирующихся в данный момент ирано-европейских деловых контактов.

Особая привлекательность Ирана состоит в том, что огромное богатство - нефть и газ - сочетается здесь с достаточно разнообразной по структуре, но технически весьма устаревшей промышленностью, что в значительной мере вызвано многолетними санкциями. Таким образом, эта весьма индустриализированная страна имеет все шансы войти в группу крупнейших быстрорастущих рынков, если решительно возьмется за модернизацию своей экономики. А модернизация - это, прежде всего, установка нового промышленного оборудования. На его выпуске и экспорте специализируются многие страны, такие как, например, Германия, что делает визит делегации из этой страны еще более логичным и ожидаемым.

Немецкий бизнес связывает сейчас особые надежды со снятием санкций с Ирана, который пока занимает лишь 50-е место в списке крупнейших покупателей немецких товаров. Такая повышенная активность и заинтересованность вызвана санкциями против России - ведь до их вступления в силу, как известно, германские компании и инвесторы активно работали в РФ и вкладывали свои деньги в экономику этой страны. "Немецкий бизнес очень надеется на то, что рынок Ирана откроется, в том числе и потому, что бойкот России делает необходимым освоение новых рынков", - поясняет берлинский политический и экономический консультант Михаэль Людерс (Michael Lüders).

Эксперты полагают, что немецкий экспорт в Иран может в течение двух лет удвоиться и достигнуть 5 миллиардов евро. В среднесрочной перспективе немецкие поставки на иранский рынок могут превысить 10 миллиардов евро.



Не меньше Германии на Иран засматривается и Франция, особенно французский автопром. На иранских дорогах по-прежнему много автомобилей марок Peugeot и Renault, и в парижских штаб-квартирах этих компаний уже активно разрабатывают планы возвращения на вновь открывающийся рынок. Так, глава компании Peugeot Максим Пика еще в мае рассказывал немецкому журналу Manager Magazin, что стремится к созданию совместного предприятия с иранским производителем Khodro, которое обеспечивало бы всю производственную цепочку: от закупки комплектующих до производства автомобилей и продажи запчастей. Однако первым делом Peugeot намерена наладить экспорт готовых автомобилей в Иран - в былые времена компания продавала там до 400 тысяч машин в год.

Иран, открывающийся миру заново, может стать интересным рынком и для Азербайджана. В первую очередь, речь идет об энергетике: не секрет, что иранский газ в перспективе может поставляться в Европу через Южный газовый коридор. Кроме того, сегодня эта страна с ее молодым, хорошо образованным средним классом стремится к воссоединению с мировым сообществом - и в политическом, и в экономическом плане, а энергетике, ведущей отрасли в ИРИ, безусловно предстоит большая модернизация, призванная ликвидировать износ и отставание, возникшие за долгие годы санкций.

Азербайджан вполне может выступить одним из участников этой модернизации, благо за прошедшие десятилетия в стране был накоплен большой опыт как непосредственно в нефтегазовой промышленности, так и в такой важной области, как переподготовка кадров, обучение персонала.

Ну и кроме всего прочего, стоит упомянуть и инвестиции. Иран - экономика, которая со снятием санкций гарантированно будет расти, а значит вложения в Исламскую Республику будут выгодными. Азербайджан же, в свою очередь, имеет опыт инвестирования в зарубежных странах - пример Грузии, Румынии, Украины и даже Швейцарии говорит о многом. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что Иран будет находиться на прицеле у всего региона и самых развитых стран - уже в хорошем смысле этого слова.