Алексей Власов: «Проблема Нагорного Карабаха запущена до такой степени, что требуются многолетние коллективные усилия по выходу из тупика, а стремление Запада решать все через «стандартные модели» добром не закончится»
- Какие изменения в российской внешней политике может вызвать проведение президентом Д.Медведевым аналогии между событиями 11 сентября в США и 8 августа в Грузии?

- Разговоры о геополитическом значении августовских событий стремительно превращаются в набор общих мест - беседы ни о чем. Все участники "большой игры" говорят о новых реалиях, но четко сформулировать, в чем эти реалии состоят, пока не в состоянии, ни российские, ни западные эксперты.

Ясно, что Россия показала решимость к активным силовым действиям, а все вокруг сильно удивились и до сих пор не знают, как с этим новым качеством Кремля быть. На фоне тотального финансового кризиса и паники на фондовых рынках, действия Россия стали лишним источником рисков, если брать взгляд инвесторов, но опять-таки нельзя говорить о фундаментальных связях между кризисом в системе международных отношений и глобальным экономическим кризисом. А уж тем более все списывать на "грузинскую тему".

Наверно, на ваш вопрос нельзя дать четкий ответ, все тенденции еще только в стадии оформления, в динамике. Посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем. Замечу только, что и на 11/09 мы смотрим абсолютно иначе, чем непосредственно после тех трагических событий. Для системных выводов и оценок нужно время.

- Как политика Кремля может отразиться на Кавказе в целом и нагорно-карабахском урегулировании в частности?

- Говорить о формировании нового "кавказского вектора" в политике Москвы пока преждевременно. По идее, Москва должна сейчас активизировать свои миротворческие усилия по Нагорному Карабаху, демонстрируя способность к "дипломатии слов", а не только силы. Но где тот план, который способен принести согласие по этой чрезвычайно болезненной теме? Ереван пока не подает сигналов о готовности к уступкам, а чтобы убедить своего союзника по ОДКБ (да и ставится ли вопрос именно таким образом), России может понадобиться много времени.

Да и насколько перспективно участие России в миротворческом процессе по Карабаху без участия и поддержки других ведущих держав? А отношения с Западом могут зайти в такие дебри, что как бы не пришлось Еревану и Баку самим взять на себя посредничество.

По Приднестровью - да, возможно достижение компромисса через российские инициативы. По Карабаху - едва ли.

Поэтому, исходя из старого принципа о худом мире и доброй ссоре, велико искушение оставить все как есть, т.е. в состоянии "глубокой заморозки".

- Официальная Москва утверждает, что ситуация с Южной Осетией не будет прецедентом для Нагорного Карабаха. Означает ли это, что Россия поддерживает решение карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана?

- Конечно, Россия поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана. Конечно, нам необходимы дружеские отношения с Баку. Во всех сферах. Но вспомните слова Ильхама Алиева: "Мы желаем, чтобы противостоянию был положен конец. Грузия и Россия являются друзьями Азербайджана. Мы хотим, чтобы наши друзья дружили бы и между собой. События последних дней еще раз подтвердили, что стабильность в регионе - щепетильный вопрос", - заявил глава государства.

А теперь вместо Грузии и России поставьте Армению и Азербайджан и представим, что это слова Дмитрия Медведева. Прекрасная, кстати, фраза. Но можно ли надеяться на исполнение этого пожелания в ближайшее время? Увы...

- Может ли кризис в российско-американских отношениях повлиять на карабахское урегулирование, учитывая, что США и Россия являются посредниками в решении этого конфликта?

- В принципе, посреднические усилия России и США, во многом, играют решающую роль в процессе урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Но, чем глубже расхождения между Москвой и Вашингтоном, тем призрачнее надежды на соединение усилий.

В этом отношении я пессимист. Особенно в случае победы республиканцев на президентских выборах в США. Политика "вынесения России за скобки" будет продолжена, а значит ни о каком эффективном взаимодействии, посредничестве речи не будет.

К сожалению, проблема Нагорного Карабаха запущена до такой степени, что требуются многолетние коллективные усилия по выходу из тупика, а стремление Запада решать все через "стандартные модели" добром не закончится.

Ч.Али
Day.Az