Трехстороннее заявление – не индульгенция для военных преступников

Азербайджан не имеет никаких обязательств по освобождению военных преступников и представителей режима сепаратистской хунты. В соответствии с п. 8-м Трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России от 9/10 ноября 2020 года, стороны, т. е. Азербайджан и Армения производят "обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами, и телами погибших". Если кто-то, в частности премьер-министр Армении, не понимает текста, содержания, смысл того, что записано в этом пункте, ему следовало бы обратиться к юристу, прежде чем вводить в заблуждение участников международной конференции.

Об этом сказал в комментарии Day.Az доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный посол, руководитель кафедры Международных отношений и внешней политики Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики Намик Алиев.

Отменим, что на днях экс-прокурор Международного уголовного суда Окампо проведет в Ереване встречу, на которой будет объяснять армянам, как добиваться освобождения находящихся под следствием военных преступников и главарей сепаратистов. Пока Окампо готовит речь, премьер-министр Армении Никол Пашинян уже нашел "выход". Выступая перед международной аудиторией в Ереване, он обвинил Азербайджан в якобы невыполнении соответствующего пункта Трёхстороннего заявления, предусматривающего возвращение военнопленных. Под "пленными" Пашинян подразумевал вышеуказанных лиц, судебное разбирательство по делам которых начнется в Азербайджане в скором времени.

Азербайджан не обязан освобождать военных преступников - МИД

Азербайджан не обязан освобождать военных преступников - МИД

По словам юриста-международника, для того, чтобы получить разъяснение, комментарий по данному тексту, достаточно было бы обратиться к студенту юридического факультета. Так это делается в Азербайджане. А как принято у них, в Республике Армения? Видимо, там каждый сам себе юрист.

"Постараюсь объяснить непонятливым. Пункт 8 Трехстороннего заявления не являются актом амнистии для всех этнических армян, совершивших преступления на территории Азербайджанской Республики. В тексте этого пункта речь идет об обмене военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами, и телами погибших на момент прекращения огня и боевых действий. Лица, о которых идет речь (Араик Арутюнян и другие главари сепаратистов), никак не могут быть отнесены ни к одной из этих категорий: ни к военнопленным (в силу статьи 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, где дается развернутый перечень лиц, подпадающих под понятие "военнопленные"), ни под понятие "заложников и других удерживаемых лиц", поскольку они являются обвиняемыми по уголовному делу. Думаю, не стоит объяснять, почему они не подпадают и под понятие "тела погибших".

Наличие и содержание этого пункта в документе также не означает, что лица, совершившие до подписания Трехстороннего заявления военные преступления на территории Азербайджанской Республики, освобождаются от уголовной ответственности. Эти люди преследовались и будут преследоваться по всей строгости закона, и Азербайджан предпримет в соответствии с нормами международного и национального права все меры для реализации этого своего права", - подчеркнул Намик Алиев.

Кроме того, отметил наш собеседник, как видно из текста, положения пункта 8 не распространяются на тех, кто совершил преступления ранее и был задержан после окончания войны, то есть после вступления в силу этого Заявления. Арестованная в Азербайджане сепаратистская команда совершила конкретные преступления, предусмотренные в Уголовном кодексе страны.

"Пункт 8, как и все Заявления не являются индульгенцией для лиц, совершивших преступления на территории Азербайджана. Это очевидно", - сказал Намик Алиев.

Лейла Таривердиева