Турецкий парламентарий о перспективах "реанимации" протоколов Анкара-Ереван
Интервью Day.Az с депутатом парламента Турции от Партии националистического движения Синаном Оганом.

- Может ли включение турецко-армянских протоколов в повестку парламента Турции реанимировать процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией?

- Говоря о внесении в повестку Великого национального собрания Турции протоколов, предусматривающих нормализацию турецко-армянских отношений, как мне кажется, следует найти правильную трактовку этому процедурному вопросу. В этой связи хочу подчеркнуть, что в повестку включены 166 законопроектов, за исключением 5-6 документов, которые остались необсужденными и непринятыми с предыдущей сессии парламента. Протоколы по нормализации турецко-армянских отношений включены в повестку парламента в числе указанных законопроектов. Поэтому, считаю, что включение этих протоколов в повестку парламента носит формальный характер.

Хотя, вместе с тем, у правящей Партии справедливости и развития может быть желание использовать факт включения в повестку парламента турецко-армянских протоколов в целях активизации процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией. Но в целом у турецкого народа нет подобного желания.

- Какую позицию займет Партия националистического движения при возможном обсуждении в парламенте турецко-армянских протоколов?

- Мы, как Партия националистического движения, категорически против обсуждения в парламенте турецко-армянских протоколов. Мы в резкой форме будем выступать как против внесения этих протоколов на обсуждение, так и в целом против открытия турецко-армянской границы.

- Какие перспективы мог бы иметь процесс турецко-армянского сближения, если бы азербайджанская сторона изначально была вовлечена в переговорный процесс?

- Безусловно, Турция не должна была без участия Азербайджана начинать переговоры с Арменией. Азербайджан обязательно должен был принимать участие в этих переговорах, так как является одной из сторон этого вопроса. Турция закрыла границы с Арменией потому, что армянские войска оккупировали азербайджанские земли. Поэтому, если речь идет об открытии турецко-армянской границы, то Азербайджан должен был принимать участие в переговорах.

Вместе с тем, хочу отметить, что ошибкой было даже само начало двухсторонних переговоров с Арменией. Ошибкой было проведение переговоров с Арменией до того, как она освободила оккупированные азербайджанские земли и отказалась от территориальных притязаний к Азербайджану и Турции. Что может обсуждать Турция с Арменией без решения вышеуказанных вопросов? Поэтому в данном случае не имеет значения формат переговоров, проводятся ли они на двухсторонней, трехсторонней, или четырехсторонней основе. Можно проводить переговоры до бесконечности, но изначально они не будут иметь смысла. Так как первоначально требуется, чтобы Армения ушла с оккупированных земель Азербайджана и отказалась от территориальных притязаний к Турции. Лишь после этого целесообразно было бы проведение переговоров на трехсторонней основе.

- Может ли возможная активизация в процессе карабахского урегулирования Франции и лично президента Николя Саркози привнести в переговорный процесс "новое дыхание", позволяющее достичь подвижек в решении проблемы?

- Саркози в карабахском конфликте может сыграть только отрицательную роль. Он побывал на Южном Кавказе не для того, чтобы помочь достичь мира между здешними странами, а преследовал цель заполучить дополнительные голоса от армянской диаспоры в ходе предстоящих президентских выборов во Франции. Саркози не обеспокоен фактом наличия в регионе закрытых границ, оккупации земель. Он занят лишь собственной персоной, обеспокоен лишь тем, как одержать победу на выборах. Франция как пользовалась Арменией на протяжении истории, так и продолжает это делать и в наши дни.