Пора бы понять - мы никого и ничего не боимся

"Всем вашим стараниям наперекор, мы свободны и останемся независимыми, несломленными"...

Испанские инквизиторы герцога де Альбы, нарекшие себя "псами Господними", несмотря на все старания, гонения, "костры очищения", в коих сгорали заживо все, кто не подчинялся указам католической церкви Испании и приказам благородных идальго, на неисчислимые страдания и муки, на боль, на страх - вопреки всем своим деяниям, так и не смогли подчинить маленькую Голландию.

Испанцы удивлялись, католические монахи заламывали руки и твердили, что голландцы продали души дьяволу, ведь как же иначе объяснить их фанатичное, упорное, непонятное для идальго желание неподчинения, жажду свободы и независимости. Никак иначе - утверждали владетельные господа Франции, Португалии, Британии и Германии.

Хотя Голландия и была маленькой по размерам страной, она не покорилась захватчикам, не разменяла национальную идею на щедрые посулы, не испугалась угроз и ультиматумов. Теперь же страна, веками назад не преклонившая колен перед наглой силой, натиском носителей зла и страдания, говорящих о свободе, развитии и благоденствии, развитая, сильная и влиятельная страна.

Знаете, почему вспомнил о герцоге Альбе и голландцах? Потому как именно их противостояние потом, веками спустя, в европейской политике нарекли "первой геополитической борьбой силы и духа свободы". А незабвенный Шарль де Голль был и вовсе краток: "Голландцы пытались выжить и быть свободными".

Выживание. Сегодня это слово в мировой геополитике не значит ничего. Цивилизованное человечество целеустремленно обеспечивает себя всякого рода безопасностью - безопасная еда, безопасное вождение, безопасная социальная политика, безопасная война - крылатыми ракетами, авианосцами, уничтожением целей - а значит, и врага, издалека, с безопасного расстояния.

Но есть страны, для которых безопасность - не идефикс, а принцип действия, преамбула государственной политики. Турция, Франция, Бельгия, Германия, Польша, Япония, Малайзия, Италия, - немалое число этих стран.

Безопасность для Азербайджана также не нарратив, а образ жизни, преамбула внешней политики и основополагающий фактор политики внутренней.

Политика официального Баку проста: мы - свободное, независимое государство, и никакая страна, сила или же международная организация не могут говорить с нами с позиции силы, давления и прессинга.

Наши же заклятые друзья, беспрерывно глаголющие о стратегическом партнерстве, дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве, назовем вещи своими именами, стремятся к подчинению страны, к управлению дипломатией и особенно внутренней политикой страны.

Простая случайность в геополитическом раскладе, в безумном по своей алчности пасьянсе интересов больших стран на Южном Кавказе? Отнюдь.

Нас пытаются верно загнать в четко очерченный ареал, чтобы, как и немалое количество стран, сотрясенных до основания цветными революциями, с "веснами" и "осенями", усмирились, затем весь "положенный срок" наблюдали бы сквозь прутья "партнерства с самыми демократическими странами" за окружающим миром, а потом тихо, незаметно и "цивилизованно" умерли бы как независимое государство.

Права человека, открытое общество, неправительственные организации - каков генезис этих понятий?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, поздравляя азербайджанский народ по случаю Дня солидарности азербайджанцев мира и Нового года, сказал: "У нас принципиальная позиция по каждому вопросу. Ни одна внешняя сила не может повлиять на нашу волю. Азербайджан проводит независимую политику. Эта политика защищает интересы азербайджанского народа. Направленные против нас давление, угрозы нисколько не влияют и не повлияют на нашу политику. Мы никого и ничего не боимся. Наша основная задача - служить народу и повышать международный авторитет страны".

Глава государства выразил свою позицию достаточно ясно, четко и конкретно, тем самым еще раз напоминая, что Азербайджан, в отличие от многих стран постсоветского пространства, - не марионетка в умелых руках кулуарных владетелей, а самодостаточный региональный игрок, не имеющий привычки непрестанно посматривать за океан, со страхом ожидая нового указания и вздрагивая от каждого властного, зычного окрика "благодетелей".

Прошедший год показал, что метафизика отношений между Европейский Союзом, США и Азербайджаном выхолощена нашими "друзьями" до уровня голословных обвинений, однобоких выводов и беспочвенных утверждений.

Весьма спорными оказываются и моральные предпосылки адресованных нам требований, бессодержательных по сути и нередко выходящих за грань межгосударственных отношений. Например, подготовленный Хельсинкским Комитетом США законопроект "Акт для демократии в Азербайджане" или же намерение генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда начать официальное расследование соблюдения Конвенции о правах человека в Азербайджане, еще раз показывают чувство дистантности западных политиков от чаяний Азербайджана, их оторванность и неведение о происходящих событиях на Южном Кавказе и в прикаспийском регионе.

Увы, эзотерические изыскания Ягланда и агрессивные намерения Кристофера Смита больше похожи на потусторонность политики, где сон стал явью, безумие оказалось реальностью, а корпоративные чувства и откровенная месть за "неподчинение" вытесняют хладнокровный анализ событий.

Да, мы не ведаем деталями кулуарных переговоров американских конгрессменов и сенаторов, не посвящены в перипетии отношений европейских политиков с представителями Белого дома и нам недоступны тексты соглашений по разделу влияния и новому переделу геополитических сценариев. Но нам видны результаты деятельности названных индивидов, мы видим хотя бы внешнюю сторону, надстройку их политических конструкций, и посему, можем судить об увеличивающейся силе прессинга Баку.

Элементы шантажа, неприкрытого давления, угроз и попытки неприкрытого вмешательства в дела Азербайджана так оголтело, так беспардонно откровенны, что не увидеть их невозможно.

Баку, в отличие от ввергнутой в пучину хаоса Украины, от обнищавшей Молдовы и столкнувшейся с системным кризисом государственной власти Грузии, отказался от отношений, построенных на принципе действий, согласованных с сюзереном, не захотел стать вассалом и получать руководствующие указания от метрополии.

Совет Европы и США намерены повлиять на политику Азербайджана, принудить Баку к отказу от независимой политики в угоду Западу. Ведь цветные революции, "арабская весна", столкновение в бездну гражданской войны и войны всех против всех, - излюбленный, проверенный прием Запада в отношении интересующих его стран.

Сюжет, признаться, примитивный. Украина, Грузия, Кыргызстан, Молдова, а потом Ирак, Алжир, Тунис, Ливия, Судан, Сомали, Йемен, Сирия... С самого начала было понятно, чем все закончится. Поведение некоторых персонажей еще задолго до наступления последствий выдавало то, к чему такое поведение обязательно приведет, так что с предсказуемостью в этой большой и внешне хаотичной игре все было в полном порядке, в связи с чем вспоминается лишь знаменитое филатовское "сколь ты, девка, не кобенься, а поженимся к зиме".

Азербайджаном тоже пытались управлять, издалека повелевать и указывать на место.

Не получилось и не получится.

Откровенный шантаж Баку законопроектом, предусматривающим введение не секторальных, а тотальных санкций: заявление об инициации расследования соблюдения Конвенции о правах человека в Азербайджане; жонглирование количеством "политзаключенных" и ультимативные требования их немедленного, безоговорочного освобождения и чуть ли не извинений со стороны властей; намеки на отказ от участия в проектах транспортировки азербайджанского природного газа в Евросоюз... Все это - попытки давления на Баку.

Судя по логике событий, очевидно, что США от Азербайджана нужно не только "освобождение политзаключенных" - хотя об этом говорится больше всего, а совершенно другое; судя по риторике заявлений и логике развития событий, Вашингтон намерен выдвинуть "новые инициативы" по карабахскому урегулированию, и американцы готовятся к их активному обсуждению с Баку.

Президент Азербайджана, поздравляя страну и нацию, сказал: "Заверяю вас в том, что в 2016 году и в последующие годы Азербайджан не отступит от принципиальной политики, будет проводить независимую политику, и пусть те, кто пытаются проводить кампании против нас, учтут это. Их попытки напрасны, они не влияют и никогда не повлияют на нашу политику".

Глава государства также отметил, что в прошлом году были предприняты важные шаги в энергетическом секторе. Началась реализация проекта TANAP. Претворение в жизнь этого проекта - уже реальность. Азербайджан вместе со странами-партнерами играет здесь очень важную роль, проводит большую работу. Азербайджан является основным акционером и основным инвестором проекта TANAP.

"Этот проект позволит нам в течение десятилетий поставлять на мировые рынки наши богатые газовые ресурсы и таким образом более полно обеспечивать политические и экономические интересы нашей страны", - подчеркнул глава государства.

Далее Президент заявил, что в 2015 году была проделана очень серьезная работа, связанная с созданием транспортных коридоров. Так, уже реализуется транспортный коридор Восток-Запад. Реализуется новый проект Шелкового пути, который протянется из Китая, Центральной Азии в Азербайджан, а из Азербайджана - в Европу через Грузию и Турцию, и роль Азербайджана здесь достаточно важна. Одновременно Азербайджан предпринимает конкретные шаги для создания транспортного коридора Север-Юг.

"Уверен, что этот проект также будет успешно реализован, и, таким образом, отныне - после реализации этих двух важных проектов - Азербайджан станет незаменимой транзитной страной в мировом масштабе. Нет необходимости объяснять, что это значит", - сказал Президент Ильхам Алиев, и его слова основаны не на трансформации желаний на ниву реальности, а на четких расчетах, ситуационном, и, самое главное, точном расчете объективных предпосылок.

"Азербайджан идет по пути демократии, по пути развития, это наш сознательный выбор. Единство между народом и властью, национальное согласие сегодня находятся на самом высоком уровне", - так сказал глава государства.

Азербайджан намерен и впредь быть прагматичной страной с самодостаточной политикой, далекой от скоропалительных, импульсивных решений.

После угроз санкциями, расследованиями и чуть ли не эмбарго, требований о мнимых "политзаключенных", намеренным и односторонним внесением прохлады в двусторонние отношения, США и Совет Европы думают, что Азербайджан пойдет на попятную, примет условия и вынужденно согласится на изменение структуры проводимой политики.

Выступление Президента Ильхама Алиева опровергнуло подобные измышления и разрушило тщетные надежды. Президент еще раз заявил, что Азербайджан был, есть, и, самое главное, останется независимым государством, суверенной страной, со своим видением мира и намерением защищаться от вмешательства во внутренние дела.

Достаточно ясно, не так ли, господа?

Эльчин Алыоглу, заместитель главного редактора Milli.Az