Дипломатическая паника: Налбандян запутался в принципах урегулирования
Достаточно долго помалкивавший министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян снова всплыл в новостных лентах армянских СМИ. Вывело его из спячки недавнее заявление главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова.
Напомним, что, высказываясь по поводу заявления экс-сопреда МГ ОБСЕ от США Ричарда Хогланда, азербайджанский министр подчеркнул, что наша страна неоднократно заявляла, что готова к серьезным переговорам по изменению статус-кво, признанного неприемлемым на уровне глав государств-сопредседателей, скорейшему урегулированию конфликта и обеспечению устойчивого мира в регионе. Мамедъяров также отметил, что армянский народ сможет воспользоваться возможностями сотрудничества, которые могут появиться в связи с урегулированием конфликта.
Ответ на конкретное и логичное заявление азербайджанского дипломата был озвучен Налбандяном на совместной с главой МИД Боснии Герцеговины (БиГ) Игорем Црнадаком пресс-конференции в Ереване. Как бы в неформальной обстановке, между прочим, как ответ на вопрос журналиста, а не официальное заявление. Это и не удивительно - за последние дни армянской стороне пришлось пережить немало неприятных моментов в связи с выступлением Хогланда, ей сейчас не до ответов Баку, нужно срочно менять тактику и стратегию.
Стоит заметить, что озвученная бывшим американским сопредом повестка урегулирования стала настоящим шоком. В первую очередь, потому, что в ней впервые на уровне Минской группы говорилось об оккупации азербайджанских земель и подчеркивалась необходимость освобождения не каких-то районов по выбору оккупантов, а всех, включая большую часть Лачина. Последнее в армянских СМИ даже нарекли катастрофой, потому что все разговоры об освобождении территорий вокруг бывшей НКАО до сих пор велись только вокруг пяти районов, исключая Лачин и Кельбаджар.
Главе МИД Армении можно только посочувствовать - после такого потрясения язык просто не может не заплетаться. И у Эдварда Налбандяна он заплетался, что отразилось на сумбурности его комментария. Армянский министр явно пытался сказать нечто большее и не сказал в результате ничего.
Слова главы МИД Азербайджана о готовности страны к переговорам он расценил как пускание пыли в глаза. Он яростно вступился за переговорный процесс, напомнив, что за последние десять лет состоялись 20 встреч на уровне президентов, свыше 40 встреч на уровне глав МИД. "Все это было лишено смысла или было беспредметным?" - возопил глава армянской дипломатии. Похоже, что сам Налбандян считает переговорный процесс успешным и эффективным. И это тоже не удивительно. Процесс действительно шел очень успешно и эффективно для страны-оккупанта, позволяя затягивать разрешение конфликта и укреплять статус-кво. Понятно, что недовольство азербайджанской стороны в такой ситуации будет возмущать Ереван, так как оккупанты не хотели бы ничего менять в этом вопросе. Для чего им предметные переговоры по озвученным Хогландом пунктам, когда можно продолжать успешно "замораживать" конфликт, дожидаясь момента, когда его уже невозможно будет "разморозить".
Удивительно, что Налбандян требует от Азербайджана каких-то доказательств приверженности переговорам "на основании тех принципов, которые предложили посредники - неприменение силы, сохранение территориальной целостности и право народов на самоопределение". Эти три принципа вовсе не отражают сути переговоров, как хочет представить Налбандян. Да и вообще - даже сам глава МИД Армении поставил принцип самоопределения на последнее место. Чего же он требует от Баку? Баку не отвергает повестку, озвученную Хогландом, более того, и сама Армения ее приняла, что Ереван пытается тщательно скрывать от своей общественности.
В чем же дело?
По всей видимости, в свете последних событий перед армянской дипломатией поставлена задача представить дело так, будто озвученная повестка не является основополагающей, а принципы, вокруг которых идут переговоры и которые были одобрены Ереваном, на самом деле совсем иные, выгодные Армении. А Хогланд просто высказал свое собственное мнение и видение, как частное неполномочное лицо. Поэтому Налбандян так путается в понятиях, обвиняя Баку в том, что он, мол, ссылается "на те пункты, которые ему нравятся, причем на их искаженные варианты". Наверное, министр просто не слышал заявления своего собственного президента, который неосторожно признал, что в заявлении Хогланда нет ничего нового и эта повестка хорошо известна.
И уж совсем в неловкое положение поставил себя Налбандян финалом своего монолога. "Армения вместе со странами-сопредседателями МГ ОБСЕ продолжает прилагать усилия по исключительно мирному урегулированию конфликта. Если Азербайджан хочет присоединиться к этим усилиям, то прежде должен подтвердить приверженность тем трем принципам, которые предлагают сопредседатели", - заявил Налбандян, вновь уходя от темы реальной повестки переговоров.
МИД Азербайджана уже ответил на это. Комментируя Trend высказывания армянского министра, официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев сказал:
"Принципы урегулирования конфликта, озвученные сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США Ричардом Хогландом, также поддерживаются другими странами-сопредседателями и предусматривают поэтапное решение конфликта. Согласно сущности и логике этих принципов, основанных на Хельсинкском Заключительном акте, в качестве первого шага армянские войска должны быть выведены с оккупированных территорий вокруг Нагорно-карабахского региона Азербайджана, и вынужденные переселенцы должны вернуться на эти территории. Эти принципы были также подтверждены в заявлениях президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Аквиле, Мускоке и Лос-Кабосе", - сказал Гаджиев, добавив, что суть предметных переговоров заключается в выводе армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана в соответствии с этими принципами и конкретным графиком.
Так что Налбандян напрасно призывает на помощь свое красноречие. После того, как американский посредник, пусть и бывший, раскрыл карты, и сказанное им подтвердил и посол США в Армении, что можно считать и подтверждением со стороны администрации Штатов, армянской дипломатии следует поменять инструменты пропаганды. Те, которыми она пользовалась до сих пор, уже не годятся. Устарели.
Единственное оружие, которое остается пока в арсенале страны-оккупанта, - это провокации. Везде, по любому поводу и на любом уровне. Вот, например, президент Серж Саргсян снова отправился на оккупированные территории Азербайджана. Чем не провокация? Особенно с учетом приближающегося очередного раунда переговоров.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре