Страх толпы - почему Пашинян боится сказать правду о Карабахе

Мало кто в сегодняшней Армении рискует сказать в глаза новым властям то, что о них думает. Удивительно, но как раз после майского переворота и "торжества демократии" в стране поселился дикий страх, основанный на реальной физической угрозе и неприятной перспективе быть оплеванным в соцсетях. Причем, оказавшемуся в такой ситуации не стоит ожидать поддержки от коллег, потому что боятся все. И боятся не властей и правоохранительных органов, а фанатичных масс. Сегодня в Армении правит толпа. Пока что она встает и садится под дирижерскую палочку Никола Пашиняна, но толпа - это опасная биомасса, способная "переработать" и самого дирижера.

Американец, который сотряс Армению  - В Ереване не могут забыть советника Трампа

Американец, который сотряс Армению - В Ереване не могут забыть советника Трампа

При прежнем режиме невозможно было найти издание, которое не критиковало бы власти, хотя журналисты подвергались полицейскому давлению и незаконным арестам. И вдруг наступила полная тишина. Оказалось, что перспектива быть затоптанными толпой или вздернутыми на уличном фонаре обезумившими поклонниками новой власти - гораздо страшнее, чем попасть за решетку по сфабрикованному политическому обвинению.

В большинстве армянских медиа сложилась ситуация, когда о Пашиняне, как о покойнике, можно говорить или хорошо, или никак. А хорошо не напишешь, потому что ничего хорошего в стране не происходит, и это с каждым новым "революционным" месяцем становится все яснее.

Весь прошедший с апреля-мая период армянской истории заполнен скандалами и позорными происшествиями, громкими обещаниями, анархией, политическим и правовым хаосом. А самое обидное для вдохновленной "бархатной революцией" армянской общественности - это разочарование. Часть ее превращена в инструмент манипуляций и шантажа, оставшейся же массе остается только наблюдать за позорным цирковым представлением, разыгрывающимся ежедневно в их вроде бы освобожденной от диктатора Саргсяна стране.

Армянские аналитики с досадой замечают, что Никол Пашинян прибегает к шантажу толпой даже там, где можно действовать в рамках закона. Наверное, спускать с цепи толпу проще и безопаснее для себя, особенно если ты не компетентен.

Как замечает обозреватель "Аравот" Агаси Енокян, в последний раз массовый митинг состоялся 2 октября, когда народ собрался по требованию Никола Пашиняна, имея целью угрожать Национальному собранию с тем, чтобы парламент не принял какой-то изменнический закон, который, как позже выяснилось, президент Армен Саркисян, по сути, аннулировал. Потом, была угроза, что народ соберется для того, чтобы никто не посмел после отставки Никола Пашиняна выдвинуть кандидата на пост премьер-министра. А затем страсти разжигались вокруг того, чтобы НС не избрало Пашиняна премьер-министром, поскольку последний забыл обеспечить голосование по своей отставке.

Ереван надеется переиграть Москву - в Армении неправильно поняли Болтона

Ереван надеется переиграть Москву - в Армении неправильно поняли Болтона

На самом деле речь не о Николе Пашиняне, а больше о народе, который стал инструментом для угроз, и этот инструмент применяется тогда, когда, к примеру, можно выяснить все вопросы с президентом или же быть повнимательнее и представить вопрос отставки на голосование, замечает подавленно Енокян.

Комментируя неразбериху с пунктами закона и конституции, обозреватель "Аравот" подчеркивает, что это приводит к ситуации, когда уже никто не понимает, почему Никол Пашинян уходит с поста премьер-министра, потом снова выдвигается на этот пост, а затем почему-то он не хочет становиться премьер-министром.

Неоднозначная ситуация сложилась также с амнистированием террористов "Сасна црер", превращенных новой властью в символ патриотизма. Никто не понимает, почему для этой миссии выбраны именно эти убийцы и экстремисты. Не решается общественность также особо протестовать против отправки армянских войск в Сирию, хотя и тут совершенно неясно, для чего это нужно и кому. Уж точно не Армении и не армянам.

А вот кто осмелел, это "бывшие".

В Армении сформируется новая политическая монополия, которая в итоге приведет к застою и развращению власти, заявил в интервью "Лента.ру" экс-президент Роберт Кочарян. Экс-министр обороны разразился в Фейсбук целой тирадой на тему ошибок Пашиняна, по пунктам доказав, что и где премьер сделал не так.

Особенно жестко высказался экс-министр обороны Виген Саркисян, считающий, что проблемы Пашиняна стали видны еще четче после визита советника Трампа Болтона и сделанных им в Ереване заявлений. Создалось впечатление, будто Болтон является не советником президента США, а советником премьер-министра Армении, приехавшим подсказать, что нужно делать, а что - нет, в том числе в карабахском вопросе, цитируют армянские СМИ. По мнению экс-министра, если обнародованная тематика переговоров так ужасна, то страшно представить, о чем говорилось за закрытыми дверями.

Посол уехал, а истерика осталась  - в Армении психуют из-за Миллза и Карабаха

Посол уехал, а истерика осталась - в Армении психуют из-за Миллза и Карабаха

Что касается основополагающего для Армении карабахского вопроса, то в нем еще больше неясного для армян, чем во всех прочих решениях Пашиняна. По мнению многих аналитиков, в этом вопросе явно что-то затевается. Но вот что? С одной стороны, Пашинян требует вовлечения в переговорный процесс сепаратистов Карабаха, с другой - проглатывает язык, когда советник Трампа открытым текстом указывает ему на необходимость возвращения оккупированных территорий Азербайджану как на единственное средство решить проблемы Армении. Почему премьер молчит? - недоумевают подданные Никола Пашиняна.

Возможно, в каких-то других случаях ответ на "почему" может быть и неоднозначен, но вот тут как раз все ясно. Пашинян молчит, потому что прекрасно понимает, что ответы на все прочие вопросы общества зависят от этого ответа. Это понимали и Кочарян с Саргсяном, но боялись озвучить правду. Их предшественник Тер-Петросян рискнул - и поплатился президентством. Знает, как нужно спасти Армению, и Никол Пашинян. Но проблема в том, что и он боится толпы, той самой, что внесла его в правительство. Она же растопчет его в приступе клинического патриотизма, посмей он заговорить о компромиссах в карабахском урегулировании. Это было возможно в самом начале протестов, когда толпа еще была как пластилин. А теперь измученное проблемами и разочарованное отсутствием после "революции" манны небесной общество вошло во вкус - анархия, выдаваемая за демократию, оказалась многим по душе. Не случайно сам Пашинян уже призывает граждан не превращать митинги в нечто обыденное и не перекрывать дороги по каждому поводу.

Можно представить, как ответят зомбированные пропагандой толпы на шаг властей в сторону мира, будь он сделан. Масса не позволит отобрать у нее единственную соломинку, за которую она держится почти что тридцать лет своей убогой независимости - миф о "победе" и приближении к "великой Армении от моря до моря". Если миф рухнет, это станет непоправимым ударом для соседней страны.

Точнее, не "если", а когда.

Зульфугар Ибрагимов