Договоренности между Пашиняном и Путиным оказались не "окончательными"

Автор: Лейла Таривердиева

Как и ожидалось, визит Никола Пашиняна в Москву не обошелся без приключений. Привычка армянских руководителей выдавать желаемой за действительное снова подвела.

На встрече со спикером Госдумы Володиным Пашинян выступил с заявлением, которое было немедленно подхвачено армянскими и российскими СМИ. "Достигнута окончательная договоренность по ряду важных вопросов, в том числе по тематике безопасности, нагорно-карабахского конфликта, разблокирования региональной инфраструктуры и процесса демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном", - заявил он.

Особое внимание здесь привлекло слово "окончательная". Сразу возникла масса вопросов. В первую очередь по поводу того, каким образом договоренности, да еще "окончательные", касающиеся территорий и интересов Азербайджана, достигаются без его участия?

О чем договорились Пашинян и Путин?

О чем договорились Пашинян и Путин?

Такой вопрос, видимо, возник не только у нас, потому что вскорости из сообщения пресс-службы правительства РА слово "окончательная" исчезло, и теперь заявление Пашиняна звучит как "достигнуто соглашение по ряду важных вопросов, в том числе связанных с безопасностью Нагорного Карабаха" и так далее. Но эта правка мало что решила, хотя и насмешила. Дело в том, что достичь соглашений по безопасности и прочим аспектам Карабахского региона Азербайджана, не важно - окончательных или неокончательных, без участия азербайджанской стороны нереально. О чем бы не говорилось на переговорах в Москве, договариваться о чем-либо без участия Азербайджана означает попусту потратить время. Никол Пашинян и тут выдал желаемое за действительное. Подробности обсуждений не сообщаются, но согласно армянским источникам, Никол выторговывал у Москвы продление сроков пребывания и увеличение численности российского миротворческого контингента в Азербайджане. Считая, что это, в отличие от пресловутого "статуса", можно решить и без согласия Баку.

Зная о плохих привычках армянских властей, не будем пока торопиться с выводами. Ереван склонен к преувеличениям и фантазиям. В нынешней сложной ситуации любое неосторожное слово может вызвать проблемы между странами, а плохой политик и дипломат Никол Пашинян никогда не умел следить за языком.

Армянской стороне не стоит пытаться набивать себе цену и поднимать свой вес не соответствующими, надеемся, реальности заявлениями. Мы уже не говорим о том, что вопросы, связанные со внутренними делами Азербайджана (а Карабахский регион после 44-дневной войны - однозначно внутреннее дело Азербайджана), вообще не являются предметом обсуждений с Арменией, а тем более, принятия по ним каким-то решений за нашей спиной. Совершенно бессмысленно поднимать эти темы, тратить время на дискуссии, вносить предложения, торговаться и договариваться. Лучше армянской стороне сосредоточиться на тех моментах, где она способна практически что-то решать. Например, в вопросе границ и коммуникаций.

Визит Никола Пашиняна в Москву показал традиционность политики Армении, сказал в беседе с Day.Az азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. И нынешний, и бывшие руководители Армении, прежде, чем сделать какой-то шаг, спешили в Москву, где получали определенные инструкции и рекомендации.

"Сейчас времена изменились, но практика осталась прежней. Хотя Пашинян сегодня, наверное, инструкций не получает, но тоже пытается решить  проблемы Армении, используя вес Москвы в регионе. Тем у него много и в значительной степени они связаны с политикой прежних руководителей Армении, да и с политикой самого Пашиняна. Одним словом, привычка решать вопросы путем согласования с внешними спонсорами осталась", - сказал Велизаде.

Армения бессмысленно хватается за утопающего

Армения бессмысленно хватается за утопающего

По мнению политолога, Москве сейчас не до Армении, она старается, чтобы тяжесть решения проблем в регионе ложилась на плечи самих региональных государств. За что, кстати, всегда выступал Азербайджан. Баку всегда ответственно подходил к целям и задачам Азербайджанского государства. Армянская же сторона вновь пытается скинуть эту ответственность на плечи спонсоров переговорного процесса. Но в нынешней ситуации желания Армении и текущие интересы Москвы не очень совпадают, считает политолог.

"Армянская сторона пытается делать хорошую мину при плохой игре. В результате Пашинян делает заявления, не согласовывающиеся с реальностью. Так,  он заявил, что они с Владимиром Путиным якобы согласовали "безопасность Нагорного Карабаха", и даже договорился до того, что в этом вопросе, дескать, "поставлена точка". Армянская сторона очень свободно жонглирует знаками препинания. Мы помним "знаменитое" заявление того же Пашиняна о том, что "Карабах это Армения и точка". Однако точку в этом вопросе, как известно, в результате 44-дневной войны поставил Азербайджан. И Баку дал понять, что все точки в вопросах, касающихся Карабаха, расставляет он, а не Ереван. Более того - в двустороннем заявлении по итогам визита упоминалась роль Азербайджана, трехсторонние договоренности, формат 3+3, решение региональных вопросов в рамках этого формата, в котором принимает участие также Турция. Так что Пашинян поторопился - ставить точки пока очень рано. Речь может идти скорее о многоточии", - заметил наш собеседник.

Сегодня пишется заново история нашего региона, подчеркнул Велизаде. В значительной степени региональные игроки отталкиваются от той реальности, которая была создана благодаря победоносной 44-дневной Отечественной войне. Те понятия, которые были в обиходе в прошлые годы, канули в Лету. Сегодня в силе совсем другие понятия - мирный договор, делимитация и демаркация границ, разблокирование коммуникаций. Те, что значились в прежней повестке, больше в ней не значатся. Это и так называемый статус, и Минская группа ОБСЕ. Однако Армения все еще пытается протиснуть выгодные ей формулировки в документы, которые принимаются без участия азербайджанской стороны. Это можно увидеть на примере совместного заявления Пашиняна и Путина, куда протиснулась формулировка "Минская группа".

"Но это, скорее всего, больше дань прошлому, чем новые реалии. Институт сопредседателей Минской группы распался сам по себе, поэтому отдельные сопреды приезжают уже как представители своих государств. Хотя формат распался, интересы государств остались. Сопреды и раньше были выразителями интересов своих государств. Сегодня же все эти формальности больше не нужны, и главная задача дипломатов - обеспечить интересы своих государств в новых геополитических реалиях региона. Со сторонами продолжают вестись переговоры, чтобы мирный процесс и итоги согласования вопросов отвечали не только интересам сторон, но и интересам бывших фасилитаторов", - заключил азербайджанский политолог.