Шок для Еревана. Что сулит Армении интеграция Турции в ЕАЭС
Предположения о подключении Турции к российским интеграционным проектам, судя по недавней информации СМИ, могут возыметь практическое действие.
С намеком на то, что Турция может подписать соглашение с Евразийским Союзом, на минувшей неделе выступил министр экономики Нихат Зейбекчи. Во время открытия международной ярмарки в Измире, он подчеркнул, что Анкара получила предложение подписать таможенное соглашение с ЕАЭС.
Разговоры вокруг вступления Турции в ЕАЭС не являются неожиданностью, или тем более сенсацией, как это сейчас пытаются представить в соседней Армении. Теоретически эта возможность обсуждалась еще пару лет назад, на межведомственном уровне России и Турции. И то, что данный вопрос сегодня актуализировался на двусторонней повестке, говорит о возросшей вероятности, что инициативы сторон, которые ранее имели место быть, могут перейти в фазу практической реализации.
Понятно, что на это потребуется время, с тем, чтобы Турция и Россия взвесили все "за" и "против", на основе каких-то двусторонних уступок и компромиссов. В то же время, этот вопрос достаточно чувствителен для самой Турции, которая в принципе находится в западном фланге, является членом НАТО, и все еще не отказалась полностью от идеи вступления в ЕС. То есть, имеются важные нюансы, с которыми в Анкаре не могут не считаться. Для ЕС же, который на протяжении многих лет всячески препятствует вступлению Турции в европейскую авторитетную структуру, это серьезный месседж, возможно даже, последний.
К слову, несмотря на соглашение о зоне свободной торговли между Турцией и Евросоюзом, вопрос об аналогичных торговых отношениях с Таможенным союзом был выдвинут на рабочей повестке еще в 2014 году. Тогда было решено создать рабочую группу и начать более подробное обсуждение планов в ближайшие сроки, но вопрос затянулся и практически сошел на нет. В этом же контексте в СМИ проходила еще одна любопытная информация относительно модернизации таможенного союза между ЕС и Турцией. Сообщалось, что Анкара и Брюссель договорились модернизировать таможенный союз Турции и ЕС, существующий с 1996 года, с помощью сертификатного ТС.
Предполагалось, что обновление таможенного союза с Турцией активизирует торговые отношения ЕС с этой страной. В свою очередь, турецкий министр Зейбекчи в тот период также отмечал желание Турции углубить таможенный союз и присоединиться к разрабатываемому соглашению о свободной торговле и инвестиционном партнерстве между США и ЕС.
Напомним, что соглашение о таможенном союзе Турции и ЕС, заключенное в 1996 году, обеспечивает беспошлинное обращение товаров между Турцией и странами-членами Европейского Союза. Причем Турция - единственная страна, которая создала таможенный союз с ЕС, не являясь полноправным членом этого объединения.
Кому нужнее интеграция?
Между тем, для России интеграция Турции в евразийское пространство сулит мощные политические и экономические бонусы, и открывает новые экспортные возможности для перспективного расширения в направлении и Запада и Востока. Турция, с ее мощной экономикой и политическим весом, привлекательна с точки зрения сотрудничества для России и стран-членов Таможенного союза, с которыми у Анкары также есть точки взаимодействия в торгово-экономической плоскости, кроме Армении. Турция - один из ведущих производителей промышленной продукции в Азии, с мощной промышленностью, с огромным количеством сборочных производств западных компаний, с развитой автомобильной промышленностью, с крупнейшим финансовым рынком и развитой экономикой.
Соответственно, на фоне иных стран-членов евразийской структуры, обладающих меньшими возможностями и более слабой экономикой, членство Турции придаст значительный импульс становлению и укреплению этого союза. Кроме этого, для РФ, помимо турецкой экономической составляющей, немаловажным является и политический фактор - как страны-члена Северо-Атлантического альянса, та как на фоне обострения отношений с Западом, России на руку более тесное сближение с одной из стратегически важных стран НАТО.
Для самой Турции вступление в ЕАЭС несет выгоду в виде обширного рынка сбыта промышленной продукции через непосредственно сотрудничество с каждой из стран-членов евразийского объединения. То есть, если отталкиваться исключительно с призмы интересов Турции и России, вопрос интеграции представляет собой взаимовыгодный шаг, отвечающий интересам обеих сторон.
"Тяжелый случай" для Еревана
Не удивительно, что известие по поводу возможной интеграции Турции в евразийское пространство, серьезно взбудоражило официальный Ереван. Там незамедлительно подсуетились заявить о себе на правах члена евразийской структуры. МИД Армении заявил, что для подписания соглашения с ЕАЭС необходимо согласие всех членов Союза.
По словам замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна, присоединение к таможенному пространству ЕАЭС не предусмотрено в договоре Турции, которая в одностороннем порядке блокировала армяно-турецкую границу - единственную границу Турции с ЕАЭС. В Ереване заикнулись, что если Турция действительно намерена подписать соглашение с ЕАЭС и присоединиться к его таможенному пространству, на это понадобится согласие Армении, которая может выдвинуть свои условия, например, разблокирование границы без предусловий. В Армении рассчитывают, что после того как Турция подпишет соглашение с ЕАЭС, она будет вынуждена автоматически открыть границу с Арменией. Такой расклад однозначно выгоден Еревану, хотя это не более чем армянские иллюзии.
Так или иначе, Еревану придется считаться с главным фактором - интересами Азербайджана, из-за которых, собственно, и блокирована граница. Поэтому, Ереван пребывает в растерянности и неопределенности того, на какие уступки может пойти Москва в карабахском вопросе, чтобы удовлетворить интерес турецкой и азербайджанкой сторон, и с чем в этом случае придется смириться Армении.
В Ереване прекрасно понимают, что вступление Турции в российские интеграционные структуры поддержат все страны-члены ЕАЭС без исключения, поэтому опасаются, что "армянский фактор" со своим "протестным голосом" будет сильно уступать всем оставшимся членам-странам. И это тот самый случай, когда Еревану не позволят выдавать желаемое за действительное. В определенной степени в самой Армения есть понимание того, что это не та страна, интересы которой могут перевесить (с точки зрения остальных членов-стран ЕАЭС) желание Турции вступить в эту структуру. Поэтому, несмотря на какие-то заявления на уровне армянского МИД, в Ереване сильно напряглись в ожидании нового и опасного поворота событий, которые вполне могут предопределить дальнейшую роль Армении в евразийской структуре, от которой немало будет зависеть ее положение в регионе. Не исключено, что выбор Москвы и Анкары может преподнести неприятный сюрприз Еревану.
Матанат Насибова
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре