Территориальная целостность Азербайджана не будет вынесена на торги. Выводы, которые пора бы сделать Западу

В последние недели достигнуты большие подвижки в вопросе расстановки международными структурами справедливых акцентов в армяно-азербайджанском конфликте. Декларация саммита Восточного партнерства, резолюция Европарламента, отдельные заявления и комментарии еврочиновников говорят о том, что в Европе постепенно начинают понимать неприемлемость двойных стандартов в отношении вопросов сепаратизма и оккупации, какой бы из стран они не касались.
Однако до полного решения проблемы еще далеко. Что показало выступление еврокомиссара по политике соседства и расширению ЕС Йоханнеса Хана на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене. Как отмечается в распространенном по этому поводу заявлении азербайджанской делегации, представительство Европейского союза в ОБСЕ, хотя и защищает важность неприкосновенности признанных на международном уровне границ стран-членов ОБСЕ, уважения их суверенитета и территориальной целостности, почему-то не демонстрирует принципиальной позиции в отношении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Представительство ЕС в Вене проявляет очень малый интерес к диалогу и сотрудничеству с Азербайджаном и видит ОБСЕ как платформу для противостояния и обвинений. Как отмечается в заявлении, представительство ЕС уклоняется от того, чтобы повторно озвучивать поддержку, которую на встречах высокого уровня в Баку и Брюсселе выражают высокопоставленные представители ЕС касательно суверенитета, территориальной целостности и независимости Азербайджана.
"К сожалению, на фоне ведущихся переговоров с ЕС по поводу заключения договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, учитывая важность обеспечения сторонами долгосрочных и прочных отношений на основе признания их неотъемлемых прав и законных интересов, часто приходится констатировать, что переговорный процесс идет не так быстро, как ожидалось, и тому есть серьезные подтверждения", - сказал, комментируя Day.Az ситуацию, азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
По мнению нашего собеседника, тот факт, что представительство ЕС в ОБСЕ не демонстрирует принципиальной позиции в отношении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, не склоняется к четким определениям относительно того, что есть "оккупированные территории", кто является агрессором, а кто - жертвой агрессии, может свидетельствовать о том, что и в готовящемся договоре Азербайджан-ЕС на сей счет присутствуют обтекаемые формулировки, не позволяющие сторонам выстраивать четкие подходы к нагорно-карабахскому урегулированию.
"Это тем более печально, что все это происходит в условиях весьма четкого осуждения фактов проявления сепаратизма в других регионах Европы, в том числе и в странах Восточного партнерства.
Пора бы понять, что не может быть хорошего и плохого сепаратизма. Сепаратизм не может различаться исходя из особенностей его географического положения. Перефразируя известное выражение, сепаратизм - он и в Африке сепаратизм. И чем раньше это поймут политики в разных странах, тем проще будет бороться с этим явлением в будущем", - считает Ильгар Велизаде.
Напомним, что непонятная позиция Евросоюза относительно территориальной целостности Азербайджана стала причиной того, что Баку несколько лет назад отказался подписывать соглашение с ЕС. Переговоры по новому документу начались в феврале и в настоящее время продолжаются. Ожидается, что новое соглашение будет в корне отличаться от предыдущего варианта. В том числе, азербайджанская сторона добивается отражения в документе поддержки Евросоюзом своей территориальной целостности. Все страны-члены ЕС на самом высоком уровне поддерживают территориальную целостность Азербайджана, однако, когда речь доходит до декларации этой поддержки в документах на уровне ЕС, возникают непонятные заминки.
Тот же Йоханнес Хан, с большим воодушевлением говорящий о двустороннем сотрудничестве и важности Азербайджана для Европы, начинает "плавать", когда речь заходит о территориальной целостности одной из приоритетных, по его же словам, для Евросоюза стран.
На саммите в Брюсселе Азербайджану уже удалось сломать эту нездоровую тенденцию, в результате поддержка территориальной целостности была отражена в итоговой декларации. На днях она была подтверждена, и даже принята в качестве обязательства перед странами Восточного партнерства в резолюции Европарламента.
Чего же боится представительство ЕС в Вене? Кто удерживает чиновников структуры от демонстрации принципиальной позиции? Чаще всего в таких случаях речь идет о стремлении к ложному балансу между страной-оккупантом и страной-жертвой оккупации. Эта стандартная схема отношения к карабахскому конфликту часто применяется под копирку без признаков желания взглянуть вглубь проблемы. Чего нельзя сказать о подходе к другим конфликтам на постсоветском пространстве.
Сегодня отношения Азербайджана и ЕС выходят на новый уровень и не пристало таким партнерам иметь между собой недоговоренности. Особенно в таких принципиальных вопросах, в которых позиция должна быть четкой. Ведь совершенно ясно, что Баку не уступит своего суверенитета в угоду даже самому выгодному партнерству. И упорство евроструктур только затягивает решение важных для самой же Европы вопросов.
Подписанное в ноябре с Арменией соглашение не должно служить помехой для понимания реалий. Иначе не будет подписано соглашение с Азербайджаном.
А кто Европе нужен больше?
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре