«Старики-разбойники» против молодежи из NİDA: жесткий спор за место у «кормушки»
Собственно, ничего неожиданного, а тем более удивительного, не происходит. Имеет место быть традиционная сезонная имитация бурной деятельности со стороны всех политических сил, большую часть любого года пребывающих в статичном состоянии. Повод - президентские выборы в Азербайджане. Можно вдоволь потешить самолюбие, воздать щедрую дань самомнению и вообще можно витать в эмпиреях, пусть и очень недолго.
Да и какая альтернатива имитации бурной деятельности? Имитация столь же бурного безделья? Можно, но есть риск навсегда быть отлученным от кормушки грантов от западных стран и институтов, тем более, что борьба за "корм", отвешиваемый ими, идет крайне жесткая. Так что, по большому счету, именно в том и состоит основная суть деятельности так называемых "радикальных" оппозиционеров, большая часть которых тусуется на политической паперти почти три десятка лет, и молодых людей, жаждущих стать первыми в очереди на раздачу средств на существование от зарубежных спонсоров.
Конкуренция эта ведется не первый год, но о ее истории я расскажу ниже. А пока, собственно к новости. Гражданское движение NİDA радостно сообщает о том, что вскоре они примут участие в совместных акциях протеста с "радикальными" оппозиционерами. Мол, договоренность об этом была достигнута на прошлой неделе в ходе встречи руководства NİDA с Джамилем Гасанлы, Али Керимли и Арифом Гаджилы.
Сам по себе этот анонс до смешного схож с радостью исполнителей эпизодической роли, которые зазывают родных и близких посмотреть многократно уже виденный кинофильм только ради того, чтобы увидеть свою фамилию в череде снявшихся в одном из его эпизодов. Что тут сказать? Многие люди рады и тому, что могут гордиться тем, что относятся к категории "и другие", когда идет обсуждение очередного политического "фильма", сценарий которого пишут за пределами Азербайджана.
И это при том, что "фильм" этот, равно как и исполнители главной роли в нем, давно уже были списаны как азербайджанским обществом, так и западными институтами. Отечественные политические "старики-разбойники", кстати, по этому поводу сильно переживали. Особенно, в 2013 году, когда о себе заявила доселе никому толком неизвестная NİDA.
Тогда организация, состоявшая из нескольких десятков молодежных активистов, щедро одариваемая грантами из различных зарубежных фондов привлекла внимание тем, что активно призывала молодежь на массовые акции протеста, которые как утверждала она сама, не носили политического характера. Однако, это была ложь, и в центре Баку были устроены массовые беспорядки и противостояние с полицией. Были арестованы десятки студентов, которые впоследствии были выпущены на свободу.
Кстати, после освобождения, некоторые "нидовцы" сделали признания, вызвавшие копошение и возню в оппозиционном стане. К примеру, имело место признание Рашада Гасанова о том, что он каждый месяц встречался с сотрудниками СГБ, докладывал о всех своих встречах и делился информацией, которую смог добыть. Вместе с тем оппозиционер утверждал, что чувствовал угрызения совести и старался отдалиться от оппозиционного лагеря.
Скандальное признание оппозиционера было крайне негативно воспринято его товарищами. Через несколько часов после этого признания другой член правления NİDA, Рашадат Ахундов поспешно покинул организацию. С критикой в адрес Рашада Гасанова и в целом NİDA обрушились и другие оппозиционеры, включая журналистку Хадиджу Исмаилову. Мотивы критикующих были понятны - они выпячивали себя в качестве "самых оппозиционных оппозиционеров".
И тут мы приходим к главному. Расследование источников финансирования NİDA привело азербайджанских следователей прямиком к американскому "Национальному институту демократии" (NDI) и главе его азербайджанского филиала Алексу Григорьевсу. Оказалось, что NDI и другие западные фонды сильно разочаровались в традиционной азербайджанской оппозиции, сделав ставку, в том числе и финансовую, на молодежь из NİDA.
Эта ставка, естественно, также не сыграла. В первую очередь потому, что и NİDA не была, а тем паче не является ныне, организацией, за которой бы массово пошли представители азербайджанской молодежи. "Потолок" их возможностей состоял в организации беспорядков в центре столицы. Сейчас "нидовцы" и вовсе сдулись. Череда скандалов, внутри этого движения, сменявшие друг друга лидеры NİDA и все это при нулевой способности влиять на внутриполитическую повестку.
Именно поэтому, "нидовцы" и потянулись к "радикальной оппозиции, к "старикам-разбойникам", которые прекрасно помнят, как эти юнцы едва не оттеснили их навсегда от корыта с западными грантами. Прожженные циники, о совместных акциях протеста с которыми ныне радостно вещают в NİDA, воспринимают "нидовцев", как конкурентов, с которыми можно имитировать солидарность, но которых важно отодвигать на второй план. Ничего личного, как говорится, только бизнес.
Бизнес, ясное дело, политический. Прибыль от которого хотят получить все те, кто стоит в очереди на политической паперти. Сейчас, накануне президентских выборов, они имитируют бурную деятельность и единство. Но пройдет совсем немного времени, и все участники этого цирка уйдут в "творческий отпуск", течение которого традиционно будет включать в себя и взаимные упреки и обвинения. Так было, так есть и так будет. Ничего иного от тех, кто избрал роль "сезонных политиков" и "радикалов по вызову" ожидать не стоит.
Акпер Гасанов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре