Что такое "Турецкий поток" и кому он нужен больше

Нестабильность на международном нефтяном рынке и сложная экономическая ситуация еще более обостряют натянутость отношений между Европейским Союзом и Россией по газовым вопросам. И чем дальше, тем это противостояние становится более жестким и ярким. Стремление России доминировать на европейском газовом рынке заставляет ее искать все новые методы давления. Одной из последних попыток Москвы протолкнуть свой газ в Европу стала идея создания газопровода "Турецкий поток".
Что произошло?
Россия, которая с декабря прошлого года занимала выжидательную позицию, решила жестко ответить на активное желание Европейского Союза снизить зависимость от российского "голубого топлива". Совсем недавно российский газовый монополист "Газпром" выступил с новыми заявлениями. Российская сторона встала на позицию, что не будет после 2019 года продлевать с Украиной контракт о транзите российского газа в Европу. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, Россия готова сначала построить "Турецкий поток", а потом уже ждать строительства для него инфраструктуры в Европе. Фактически РФ хочет оставить Европу без выбора - либо "Турецкий поток", либо газ, который сейчас идет через Украину, уйдет в Азию.
Что этому предшествовало?
Основной причиной нынешней агрессивной политики "Газпрома" стал провал проекта строительства газопровода "Южный поток". Газопровод "Южный поток" мощностью 63 миллиарда кубометров планировалось проложить по дну Черного моря из Анапского района в болгарский порт Варна. Далее две его ветки должны были пройти через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Предполагалось, что газопровод позволит диверсифицировать поставки российского газа в Европу, и обеспечить этот процесс в обход территории Украины. Завершение строительства трубы планировалось на 2015 год, а выйти на проектную мощность он должен был в 2018 году. Однако, 1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин во время визита в Турцию заявил, что Россия не может продолжать реализацию "Южного потока", обосновав это неконструктивной позицией Евросоюза. Сразу же после этого была инициирована идея строительства газопровода "Турецкий поток".
Что из себя представляет "Турецкий поток"?
По сути "Турецкий поток" это тот же самый "Южный поток", с выходом на Европу, но не через Болгарию, а через Турцию. Однако, проектом "Турецкий потом" назвать пока сложно, это скорее идея, которая требует доработок и согласований со всеми сторонами, которые планируется охватить при его строительстве.
Несмотря на это, "Газпром" и турецкая компания Botas уже определили морскую часть маршрута нового газопровода - он пройдет 660 километров маршрутом, по которому планировалось проложить трубопровод "Южный поток", и 250 километров - в новом коридоре в направлении европейской части Турции. Межправительственное соглашение по новому газопроводу планируется подписать во втором квартале 2015 года, а первый газ подать в декабре 2016 года (первая нитка мощностью 15,75 миллиарда кубометров).
Мощность прокачки трубопровода составит 63 миллиарда кубических метров, из которых около 50 миллиардов кубических метров планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе.
Зачем это нужно Турции?
Как известно, Россия уже поставляет газ в Турцию. И стремления Турции к расширению газового сотрудничества с Россией понять не очень уж сложно. Желая стать частью большой европейской семьи, Турция стремится повысить свое значение в обеспечении ее энергетической безопасности. Транзит российского газа принесет стране как экономические выгоды, так и позволит ей повысить свое геополитическое значение. Проще говоря - это желание стать очень нужной и незаменимой для Европы.
Чего хочет Европейский Союз?
У ЕС, который тратит миллиарды на покупку энергоносителей, есть собственные критерии энергетической безопасности и он не намерен поступаться ими. Основные критерии уже прописаны в энергетической стратегии ЕС, и документе, посвященном энергетическому союзу. Прежде всего - диверсификация и устранение избыточной зависимости от одного поставщика, а также обеспечение безопасных поставок энергоносителей. Фактически Европа хочет снизить свою значительную зависимость от российского газа, лишив Россию одного из основных экономических рычагов давления.
И все это вполне оправдано. Европа уже не раз ощущала на себе все "особенности" транзита российского газа через Украину. Именно противоречия между Украиной и Россией отрицательно влияют на газовые отношений последней с ЕС, и остаются основным средством российской манипуляции.
Как Европа реагирует на одностороннее решение "Газпрома" строить "Турецкий поток"?
В принципе, ЕС уже в довольно жесткой форме отреагировала на последние заявления "Газпрома". Позицию Евросоюза четко выразил председатель Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович. "Это еще один проект, который не обсуждался с нами и был объявлен в ходе пресс-конференции. Насколько я понимаю, сейчас он обсуждается с Турцией. И когда я был в Москве, мне господин Миллер просто сказал (глава "Газпрома" Алексей Миллер), что мы должны начать строительство газопроводов к границе с Турцией, потому что это решение, которое уже принято, и весь газ пойдет туда. Якобы, потому, что после 2019 года не будет транзита через Украину. Россия, что, отменит текущие контракты, по которым поставляется газ потребителям в ЕС по этому маршруту? Думаю, если вы действительно хотите быть надежным поставщиком, то до того, как делать подобные заявления и рассказывать о проекте прессе, было бы лучше обсудить все вопросы с вашими партнерами, которые платят за газ уже много лет. Просто спросить их: а что вы думаете об этом?", - подчеркнул Шефчович.
В чем ЕС видит выход из этой ситуации?
Сейчас ЕС связывает большие надежны с Южным газовым коридором (ЮГК), который позволит ему выйти совершенно на новый источник и избавиться от российского газового монополизма. ЮГК, в первую очередь, даст Европе возможность открыть для себя азербайджанский газ с морского месторождения "Шах Дениз" - это 10 миллиардов кубометров газа в год. Но, кроме того, на Каспии есть еще и другие месторождения Азербайджана, газ с которых в перспективе может поставляться европейским потребителям. Также коридор открывает большие перспективы для привлечения газа из Туркменистана и Ирана.
Успешная реализация составных элементов Южного газового коридора дает Европе гарантии и уверенность в перспективности этого направления. Факт остается фактом - ЮГК обречен на успех, о чем свидетельствуют активные работы по его формированию. Вторая фаза разработки азербайджанского месторождения "Шах Дениз" уже реализуется, подписаны контракты с европейскими покупателями, продвигается расширение Южнокавказского газопровода, уже состоялась закладка Трансанатолийской трубы (TANAР), а уже в 2016 году начнется строительство Трансадриатического газопровода (TAP). Вот он - выход, который на данном этапе дает Европе возможность активно противостоять российскому газовому напору.
Что все это даст Азербайджану?
Азербайджану все это только на пользу. Страна выведет собственный газ на европейский рынок, что позволит ей превратиться в одного из его активных участников. Это, в свою очередь, и доходы, и возможность повышения своей роли в обеспечении энергобезопасности Европы. С учетом перспектив подключения к ЮГК и других стран, Азербайджан сможет также задействовать и свой транзитный потенциал, что сулит стране дополнительные доходы.
Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail
Все материалы автора здесь
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре