Мундиаль 1950: уругвайский триумф на "Маракане"
Но дело, вопреки ожиданиям, пошло намного быстрее. Уже в 1946-м возобновила работу ФИФА, и 25 июня того же года в Люксембурге, центре опустошенной войной Европы, состоялся первый конгресс этой организации.
Для России это было особенно знаменательное событие. В ФИФА была принята Секция футбола Советского Союза - предшественник Российского футбольного союза. Этому во многом способствовало послевоенное турне московского "Динамо" по Англии, в котором советские футболисты проявили себя с самой лучшей стороны. Кроме того, в состав ФИФА возвратились все британские футбольные ассоциации: английская, шотландская, валлийская и североирландская. Плюс ко всему, ФИФА, желавшая работать в стабильной и предсказуемой обстановке, еще на один срок избрала легендарного Жюля Риме, к тому моменту уже четверть века возглавлявшего Международную федерацию. Оценивая его заслуги перед мировым футболом, конгресс принял решение о том, чтобы последующие футбольные чемпионаты проводить под названием "Кубок Жюля Риме".
На конгрессе ФИФА обсуждался важный вопрос: кто же примет следующий чемпионат мира по футболу. Практически ни у кого не было сомнений, что мундиаль пройдет в Новом Свете. Во-первых, чемпионат мира - 1938 проходил в Европе, во Франции. А во-вторых, Новый Свет практически не пострадал от ужасов Второй мировой войны. Как писала тогда английская газета The Times, "участникам конгресса достаточно было посмотреть в иллюминатор самолета или даже из окна гостиницы, чтобы увидеть страшную картину разрушений. Европа пока была не в состоянии предоставить все то, что требовалось для проведения таких крупных соревнований".
Именно поэтому круг претендентов на проведение чемпионата мира перед заключительным заседанием конгресса был чрезвычайно узким. На турнир претендовали лишь Бразилия и Аргентина.
Однако в тот момент, когда все ожидали голосования, взял слово председатель бразильской делегации доктор Мачадо и пообещал, что если его стране доверят организацию чемпионата, то в Рио-де-Жанейро будет построен новый стадион на 200 тысяч мест. Таких стадионов не было нигде в мире, так что бразильское предложение стало громом среди ясного неба. Надо ли говорить, что после этого Аргентина потеряла все шансы и хозяйкой чемпионата мира - 1950 стала Бразилия? Латиноамериканцы бурно отпраздновали свой успех и занялись строительством стадионов и приведением в порядок инфраструктуры.
В мире тем временем все было не так спокойно, как хотелось после окончания Второй мировой войны. Уже была произнесена фултонская речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и началась холодная война. Кроме того, "горячая" война все еще была очень близким прошлым, и многие государства не смогли опомниться от экономического хаоса.
В ряде социалистических стран проходила перестройка спортивного движения, но она пока не настолько продвинулась, чтобы футбольные сборные могли надлежащим образом выступить на чемпионате мира. Именно из-за неготовности национальной сборной и по причине нехватки классных футболистов отказались от участия в чемпионате мира - 1950 Чехословакия и Венгрия. Серьезные экономические трудности помешали участвовать и бельгийцам, а вслед за ними передумали лететь за океан австрийцы. А уж когда в ФИФА пришел официальный отказ от участия в чемпионате мира от сборных Турции и Шотландии (кстати, Шотландия сделала это, пройдя групповой турнир), казалось, что мундиаль не состоится.
А тут еще начали чудить другие. Первыми из южноамериканских стран отказались Перу и Эквадор. Чуть позже к ним присоединилась Аргентина, футбольные чиновники которой были обижены, что их стране не доверили этот чемпионат. Таким образом, сборные Чили, Боливии, Уругвая и Парагвая получили путевки в Бразилию, минуя отборочные матчи.
В азиатской группе отказалась от участия в чемпионате мира - 1950 Бирма. Поэтому в Бразилию могла ехать команда Индии. Но в самый последний момент местные футбольные чиновники решили не тратиться на поездку и тоже прислали в ФИФА официальный отказ. Кое-кто утверждал, что причина отказа Индии коренится в решении ФИФА, в соответствии с которым футболисты в матчах отборочного и финального турниров выходили на поле только в бутсах.
Индийские же игроки бегали тогда по полю босиком. Наверное, поэтому на международной арене не добивались особых успехов.
Итак, из шести европейских отборочных групп, двух южноамериканских и одной азиатской остались одни обломки. Все матчи были сыграны только в британской группе, куда входили сборные Англии, Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии, и центральноамериканской, где борьбу за путевку в Бразилию вели футболисты США, Мексики и Кубы. Сейчас бы сказали, что это полный провал, но тогда ни у кого подобной мысли даже не возникло. В ФИФА знали, что всем нужен футбольный чемпионат мира, и, стиснув зубы, решительно шли к заветной цели.
Таким образом, на чемпионский титул претендовали тринадцать сборных: Англии, Испании, Швеции, Югославии, Италии, Швейцарии, Чили, США, Парагвая, Боливии, Уругвая, Мексики и Бразилии. Столько же, как и в 1938 году. Организаторы чемпионата, стремясь расширить круг его участников, лихорадочно искали,
как бы привлечь к состязаниям другие сильные команды, по тем или иным причинам оставшиеся за бортом.
Известно, что руководство ФИФА безуспешно пыталось договориться с австрийцами, которые после крупного поражения в Праге от сборной Чехословакии забрали свою заявку. Но, как показала практика, австрийцы немного погорячились. Эта сборная провела несколько международных матчей и показала столь яркую и содержательную игру, что стало ясно: на чемпионате мира - 1950 сборная Австрии была бы в числе фаворитов и в тройку призеров точно попала.
Дополнительные приглашения были отправлены во Францию и Португалию, которые также не сумели пробиться через отборочные матчи. Но от них пришел вежливый отказ. Как уже сказано, отказались от участия в чемпионате и сборные Чехословакии и Венгрии. Последним должно было быть особенно обидно от того, что местная футбольная федерация не захотела ехать в Бразилию. Ведь в Венгрии в то время уже сформировалась команда, которая вскоре сыграет большую роль не только в европейском, но и во всем мировом футболе.
Главным новшеством чемпионата мира - 1950 стал отказ от системы плей-офф. Теперь чемпион определялся в двухступенчатом групповом турнире. Сначала команды были разбиты на четыре группы, победители которых выходили в финальную группу, где, собственно, и разыгрывались медали. Этому нововведению есть свое объяснение. Дело в том, что система с выбыванием казалась специалистам и болельщикам не совсем справедливой: стоило команде, пусть даже очень сильной, хоть раз ошибиться, и надо было паковать чемоданы.
Однако и групповая система 1950 года не была идеальной. В группы входило разное количество команд. Одни должны были проходить полный круговой турнир, а другие могли выйти в финальную группу, одержав лишь одну победу. Наиболее яркий пример с Уругваем и Боливией: только эти две команды составляли одну отборочную группу и сражались друг с другом. Выиграв с разгромным счетом 8:0, уругвайцы сразу вошли в финальную группу.
А вот хозяева чемпионата бразильцы по воле жребия играли в одной группе с сильными командами Югославии, Мексики и Швейцарии. Швейцарские футболисты традиционно оказали серьезное сопротивление фавориту. Двенадцать лет назад они встали на пути сборной Германии, а сейчас приготовили тяжелейшее испытание бразильцам, с которыми сыграли вничью. Так что судьба хозяев чемпионата мира была теперь в руках югославов.
Однако в решающем матче со счетом 2:0 победили бразильцы. Голы у победителей забили Зизиньо и Адемир. После этого матча многие специалисты утверждали, что югославы уступили не из-за мастерства бразильских футболистов, а из-за мощного давления зрителей на стадионе. Действительно, трибуны буквально неистовствовали, освистывали чужих футболистов и самозабвенно поддерживали своих. А шум на стадионе стоял такой, что радиокомментаторы не слышали своих голосов. И югославы дрогнули.
Ну а настоящим гвоздем программы чемпионата мира стал старт родоначальников футбола - англичан. Футболисты, которые проигнорировали три предыдущих чемпионата, наконец-то решили показать, кто действительно умеет играть в футбол, и впервые приняли участие в мировом первенстве. Они были абсолютно убеждены в своем превосходстве. Так же, как, скажем, канадцы считали, что лучше всех играют в хоккей.
Но приезд англичан в Бразилию обернулся громким фиаско. Правда, сначала англичане победили чилийцев - 2:0, однако потом безвольно уступили сборной США - 0:1. Все можно было поправить в поединке против сборной Испании, но футболисты с Туманного Альбиона проиграли со счетом 0:2 и испанцам. После чего им оставалось только собрать чемоданы и с позором отбыть на родину. Английские болельщики были в ярости, а миф о превосходстве британского футбола был навсегда развеян.
Ох, как песочили своих футболистов английские журналисты на страницах газет и журналов! В пылу гнева репортеры называли блестящих Рамсея, Райта и Мэтьюза отвратительными футболистами, ничего не умеющими делать на поле. В английской сборной никогда не было слабых игроков. Но беда в том, что британцы как-то не заметили, что футбольный мир шагнул вперед и у них появилось много сильных конкурентов. Англичане на свою беду поняли это лишь в 1950 году.
Однако конфуз сборной Англии был далеко не последним сюрпризом чемпионата мира - 1950. Так, в третьей группе судьба путевки в финал решалась во встрече между сборными Швеции и Италии. В сложнейшей и напряженной борьбе со счетом 3:2 победили скандинавы. Так что двукратный чемпион мира сложил с себя полномочия.
Но это была не громкая сенсация, как могло казаться на первый взгляд, а следствие случившейся за год до мирового чемпионата трагедии. Недалеко от Турина разбился специальный самолет, на котором возвращались из турне по Америке чемпионы Италии - футболисты клуба "Торино". В составе команды было немало игроков сборной. Жертвой авиакатастрофы стал и идол итальянских болельщиков Валентино Маццола - отец известного футболиста Сандро Маццолы, вице-чемпиона мира 1970 года. На чемпионате - 1950 сборная Италии играла вторым составом, и ей, к сожалению, не хватило необходимого мастерства.
Можно сказать, что борьба за золотые медали свелась к соперничеству четырех национальных команд. Примечательно, что две из них не относились к фаворитам. Речь идет об Испании и Швеции. Впрочем, мало кто сомневался, что вопрос о победителе будет решаться в матче Бразилия - Уругвай. А по прогнозам букмекеров, хозяева мундиаля вообще должны были легко выигрывать.
Яркие победы бразильцев над сборной Швеции со счетом 7:1 и над сборной Испании со счетом 6:1 уже не вызывали сомнений в исходе финального поединка. Старались в хвалебных прогнозах в адрес бразильцев и журналисты. "Футбольная Европа была подавлена красотой Рио, великолепием гигантского стадиона "Маракана" и темпераментом бразильских болельщиков. Скорее всего, именно Бразилия победит на этом чемпионате мира", - писала газета "Глобо".
Правда, все как-то забывали невразумительную ничью со счетом 2:2, которую бразильцы сгоняли в групповом турнире со швейцарцами. Но справедливости ради надо сказать, что сборная Уругвая, которая дошла до финала, тоже временами выглядела весьма неубедительно. Уругвайцы с минимальным преимуществом выиграли у сборной Швеции со счетом 3:2 и сыграли вничью с испанцами - 2:2. После этого за сборную Уругвая никто не поставил бы и ломаного гроша.
А вот бразильцы уже видели себя на футбольном троне и относились к последнему поединку как к пустой формальности: чемпион определялся в круговом турнире в финальной группе, а в последнем поединке сборную Бразилии устраивала ничья. Предполагалось, что Уругвай пойдет в атаку, откроет фланги, оголит тылы и бразильцы этим воспользуются.
Правда, был один человек, который понимал, что все далеко не так просто. Главный тренер сборной Бразилии Флавио Коста призывал своих питомцев к благоразумию и скромности. "Уругвайцы нас хорошо знают и умеют с нами играть. Не забывайте, что два месяца назад они победили нас в матче на Кубок Бранко!" - не уставал повторять он. Но его слова тонули во всеобщем восторженном хоре, предрекавшем победу сборной Бразилии.
Решающий матч состоялся 16 июля 1950 года. Стадион "Маракана" был забит до отказа, болельщики предвкушали триумф своей сборной. Шум был неимоверный, это многим футболистам действовало на нервы.
"Мы сидели в раздевалке и без конца повторяли, что два месяца назад выиграли у бразильцев, - вспоминал вратарь сборной Уругвая Роке Гастону Масполи. - Мы также предполагали, что две победы с крупным счетом над сборными Испании и Швеции, которые в то время не относились к сильным командам, вызвали у хозяев поля нездоровую самоуверенность. Чувствовалось, что двести тысяч зрителей станут сильным допингом для "желтых", но знали мы и то, что болельщики не простят своей команде ни одной ошибки. А это плохо влияет на игру. Наконец, мы сказали себе, что команда, в составе которой есть такие футболисты, как Гамбетта, Андраде, Чиггиа, Перес и, конечно, Варела, не должна бояться ни черта, ни дьявола. Таким образом, наша команда вышла на поле подготовленной психологически. Мы не потеряли голову даже в тот момент, когда бразильцы открыли счет.
Варела кричал нам: "Ребята, один гол ничего не значит!" И он был прав. Мы сосредоточили все свои усилия на атаке и вскоре сравняли счет. Это сделал Скьяффино. Стадион вдруг утих настолько, что был слышен характерный звук удара по мячу. По указанию тренера акцент наступления перенесли на правый фланг, где играл искусный бомбардир Чиггиа. И за одиннадцать минут до конца матча он забил победный гол. На трибунах было тихо, как во время национального траура".
Матч действительно получился на загляденье. Это современному футболу зачастую не хватает страсти и эмоций, а тогда с этим все было в порядке. Бразильцы и уругвайцы бились, не жалея себя, не думая о травмах. Ну, а одним из лучших на поле в тот вечер был голкипер уругвайской команды Масполи.
После победы по всему Уругваю на фабриках и заводах зазвучали сирены, а правительство страны провозгласило 1 июня национальным праздником. Бразильцы, которые готовились к победе своей команды, были подавлены. Они хорошо организовали турнир, но в последний момент вожделенный кубок уплыл буквально из-под носа. Так что церемония награждения получилась несколько скомканной. На футбольное поле, где в ликовании обнимались уругвайские спортсмены, вышел Жюль Риме с кубком в руках, но на него почти не обратили внимания. Не прозвучал гимн страны-победительницы, не было торжественных речей.
"Я увидел Варелу, капитана новых чемпионов мира, и просто передал ему кубок, хотел поздравить, но толпа оттеснила его от меня и потянула к себе", - рассказывал позже Риме.
Вот такой неожиданный финал получился у чемпионата мира, где, как казалось, должны были побеждать бразильцы, итальянцы, но никак не уругвайцы.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре