Как Пашинян Совету Европы сказки рассказывал

Врет и не краснеет. Так можно охарактеризовать каждое выступление премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Никол Воваевич до сегодняшнего дня рассказал много сказок, но самой любимой у него является сказка о демократии в Армении, которую он неустанно рассказывает из раза в раз различной аудитории.

И было бы удивительно, если бы он не рассказал ее накануне на встрече с делегацией докладчиков по вопросам демократии Комитета министров Совета Европы во главе с постпредом Швеции в СЕ Мартеном Эхнбергом.

Так, в ходе встречи премьер-министр выразил мнение, что несмотря на тяжелые для Армении времена, страна все же смогла продемонстрировать определенные достижения в сфере демократии.

"С первых дней нашего членства в Совете Европы до 2018 года постоянно фиксировались кажущиеся непреодолимыми проблемы относительно качества выборов, достоверности официальных результатов, но, по сути, мы можем констатировать, что эта проблема преодолена", - заявил он.

В этом контексте Пашинян подчеркнул, что впервые в истории Армении выборы использовались как инструмент для преодоления внутриполитического кризиса: "Мы привержены политическому курсу демократических реформ, мы продолжим этот курс и рады, что на этом пути мы можем рассчитывать на поддержку Совета Европы", - сказал премьер-министр.

Бывает ложь искусная, завуалированная, которой многие даже восхищаются. Ложь Пашиняна же - топорная, очевидная и на искусного лжеца он явно не тянет, максимум - на мелкого врунишку. Его россказни про демократию похожи на рассказы маленького ребенка о мифических существах в его шкафу, на которые родители лишь снисходительно улыбаются, понимая, что это не более, чем плод воображения их чада.

Точно так же снисходительно улыбались и члены делегации СЕ, когда соросенок воодушевленно рассказывал им про прошедшие демократические выборы в ОМС и реформы в антикоррупционной, избирательной, судебной, пенитенциарной и других отраслях, а также в сфере свободы слова, отметив, что инициированные правительством реформы привели к созданию эффективных механизмов контроля в указанных направлениях.

Коррупция и произвол полиции - так выглядит "демократия" по-армянски

Коррупция и произвол полиции - так выглядит "демократия" по-армянски

Потому что на прошедших в девяти общинах Армении выборах в местные органы самоуправления были зафиксированы явные нарушения - от раздачи предвыборных взяток, которые областная администрация пыталась нелепо оправдать обычной "социальной помощью", которая якобы, оказывается, предоставляется на постоянной основе, до широкого применения административного ресурса в лице силовиков, вбросов и проведения обысков в штабе оппозиционного кандидата, чтобы помешать его работе. И при всем этом партия великого "демократа" умудрилась с треском проиграть на всех ключевых позициях, в том числе в Гюмри - втором по величине городе страны, в котором в 2018 году начиналась так называемая "бархатная революция", которая в итоге привела к смене власти и победе "Гражданского договора" во главе с Пашиняном. Правящая партия проиграла даже блоку находящегося под арестом действующего мэра Гориса (Гёрус - ред.) Аруша Арушуняна. Да и сама явка на выборы была низкой - всего 33 процента, что уже само по себе показывает доверие населения к "демократическим" выборам.

Забавно слышать от Пашиняна о приверженности политическому курсу демократических реформ, в то время, как в апреле этого года международная правозащитная организация Freedom House опубликовала доклад по странам переходного периода за 2021 год, согласно которому Армения зафиксировала отступление. Согласно отчету, Армения в рейтинге числится единственным государством с полуконсолидированным авторитарным режимом.

А в прошлом месяце Freedom House выразила обеспокоенность по поводу "реформ" Пашиняна в сфере свободы слова, когда правоохранительные органы Армении возбудили уголовное дело за оскорбительный комментарий в Facebook под фотографией премьер-министра страны.

"Это произошло спустя всего два месяца после того, как парламент Армении принял поправки, криминализирующие "серьезные оскорбления" в адрес государственных чиновников. Случившееся означает четкую деградацию демократических норм в Армении, включая свободу слова. Призываем армянские власти немедленно прекратить исполнение этого антиконституционного законодательства, криминализирующего диффамацию", - говорится в заявлении Freedom House, текст которого выложен на странице организации в Facebook.

В качестве другого проявления реформаторства пашиняновских властей можно указать решения об ограничении передвижения представителей СМИ в здании Национального Собрания. Бывший когда-то журналистом "демократ" Пашинян вообще не питает любви к своим бывшим коллегам. Придя к власти, он, наоборот, пошел в наступление на средства массовой информации. А в последнее время он стал бояться бывших коллег еще больше, и всячески препятствует их работе во время освещения мероприятий с участием премьера.

Freedom House заявила о деградации хваленой демократии в Армении - бесславный конец "бархатной революции"

Freedom House заявила о деградации хваленой демократии в Армении - бесславный конец "бархатной революции"

А судебная и пенитенциарная система, после "хирургического" вмешательства Пашиняна, называемого реформами, превратилась в верный инструмент премьера для расправы над политическими оппонентами. По его инициатиев в Армении были приняты поправки в Судебный кодекс, на основе которых в стране появились судьи, которые будут заниматься досудебным производством. Таким образом, был расширен контроль над судебной системой, которая далеко не всегда выносит решения, нужные руководству страны. С этой же целью, по итогам тайного голосования в парламенте Армении, в котором приняли участие лишь депутаты от правящей партии "Мой шаг", был обновлен состав Конституционного суда.

Весь этот год запомнился тем, как преданные Пашиняну силовики жестко разгоняли дубинками участников многочисленных акций протестов, армянские СМИ пестрили новостями о политических преследованиях, когда арестовывали выступающих против Пашиняна мэров городов и глав общин, были лишены депутатской неприкосновенности и арестованы несколько депутатов-оппозиционеров. Политически мотивированные аресты в захлебнувшейся от новых репрессий Армении можно перечислять очень долго. И грубое подавление гражданских свобод могло бы лечь в основу драматичного доклада Совета Европы о массовых нарушениях общечеловеческих свобод. Однако почему-то в поле зрения западных и прозападных международных организаций все эти деяния не попадают.

Даже его так называемые реформы в антикоррупционной сфере, благодаря которым он завоевал большую популярность в первый год правления, оказались лишь политически мотивированным фарсом. И в скором време уже сам вышедший из народа премьер был уличен в коррупционной деятельности, связях с международной мафией и контрабанде сигарет, приобретении дорогих автомобилей для членов семьи (за 600-700 тыс. долларов), огромных тратах на зарубежные вояжи и выписывании себе крупных премий.

Такова сущность любой политической элиты в Армении. Несмотря на громкие заявления, она никогда не являлась демократической страной. Ни при Пашиняне, ни при его предшественниках - Серже Саргсяне и Роберте Кочаряна. С правами и свободами в этом государстве всегда были большие проблемы. В период первой карабахской войны и первых лет оккупации в стране царил хаос. Но такая ситуация в той или иной степени имела место в лихие 90-е на всем постсоветском пространстве. Вот только остальное пространство из этой ситуации вышло, а Армения в ней так и осталась на долгие годы. При карабахских режимах в Армении активно реализовывались коррумпированные схемы, было монополизировано все, что только можно, хозяйничали приблатненные олигархи и криминальные элементы, сама власть была связана с криминалитетом и решала все свои задачи соответствующим образом. Ведь олигархи были одним из тех китов, на котором держалась их деспотичная власть. В своих стремлениях любыми способами удержать власть эти народные избранники не гнушались проливанием крови даже граждан Армении, как при расстреле парламента в 1999 году при Кочаряне, либо во время кровавого разгона демонстрантов в 2008 году при Саргсяне.

Учитывая все сказанное, попытки Никола Пашиняна и некоторых кругов за рубежом представить Армению оплотом демократии, выглядят неким театром абсурда. Можно ли после всего этого говорить об Армении как о демократической стране? Вопрос риторический.

Талех Агавердиев