Азербайджан собирает вокруг себя газовых гигантов региона
Кто-то когда-то утверждал и доказывал, что с завершением нефтегазовой эпохи Азербайджану придет конец. Кто-то когда-то называл Южный газовый коридор бессмыслицей и напрасной тратой миллиардов. Кто-то посмеивался над планами, озвучиваемыми Баку и не видел смысла в его проектах, в то время как его окружают такие газовые гиганты, как Россия, Иран и Туркменистан. Эти три страны входят в десятку стран с самыми крупными запасами газа в мире, и не Азербайджану, плетущемуся где-то на 20-х строчках рейтинга, говорили насмешники, пытаться что-то ловить на этом рынке.
Все это вспоминается в связи с подписанным 28 ноября в Ашгабаде своп-соглашением между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном о транзите туркменского газа.
Туркменистан по объемам запасов газа является пятым по данным ОПЕК и четвертым по данным ВР государством в мире. Иран в обоих рейтингах твердо держится на второй строчке, пропуская вперед лишь Россию. Азербайджан в этих списках занимает соответственно 21-е и 13-е места. Но так уж вышло, что газовым гигантам не удалось обойтись без Азербайджана. Причины достаточно ясны и понятны. Во-первых, это географическое расположение нашей страны. Во-вторых, дальновидность ее руководства, увидевшего перспективу в реализации дорогостоящих проектов без наличия у страны очень уж великих объемов голубого топлива. Вопреки мрачным прогнозам, в последний день 2020 года Южный газовый коридор был завершен по всей протяженности маршрута. А через год ЮГК снова всех удивил - по азербайджанской трубе в Европу прошло больше газа, чем 5 миллиардов запланированных кубометров. Ожидается, что до конца года европейские партнеры Азербайджана получат 6,2 миллиарда кубометров каспийского газа.
Но вернемся к подписанному в Ашгабаде соглашению. Согласно контракту, ежегодно Туркменистан через Иран будет поставлять в Азербайджан от 1,5 до 2 миллиардов кубометров газа. Туркменистан будет продавать Азербайджану 5-6 миллионов кубометров газа в сутки. Соглашение бессрочное и начнет реализовываться с 22 декабря. Ожидается, что в дальнейшем эти объемы будут нарастать. 2 миллиарда - это вроде пробного шара в игре, чтобы прояснить диспозицию. А диспозиция достаточно выгодная для туркменской стороны, которая давно находится в непростой ситуации в вопросе экспорта своего газа.
Это полная драматизма история. В 2016 году 25-летний контракт между "Туркменгазом" и "Газпромом" был расторгнут из-за ценовых споров. До этого Россия закупала у туркмен около 10 миллиардов кубометров газа в год, однако из-за резкого падения цен в Европе и невозможности покрыть расходы на туркменский газ "Газпром" в 2015 году сократил закупку до 4 миллиардов кубометров. а в 2016-м полностью прекратил. После этого на несколько лет отношения между добывающими компаниями находились в кризисе, а Туркменистан потерял возможность экспорта в северном направлении. А с января 2017 годна "Туркменгаз" уже по собственной инициативе из-за долга иранской стороны прекратил поставки в Иран.
Иран, наряду с Россией, Китаем и Индией рассматривались Ашгабадом как основные рынки сбыта. Более-менее надежным (до появления конкуренции на китайском рынке) пунктом направления для туркменского газа был Китай, куда голубое топливо шло по построенному на китайские деньги трубопроводу Центральная Азия-КНР (CACG). О том, на каких условиях идет в Китай туркменский газ, мало что известно, но, как указывают зарубежные эксперты, у Туркменистана образовался большой долг перед Пекином за CACG. Те же эксперты еще год назад не видели никакого выхода для Ашгабада, подчеркивая слишком высокую стоимость гипотетического Транскаспийского трубопровода, который мог бы связать туркменских газодобытчиков со спасительной трубой ЮГК. Кром того, и без чьих-то экспертных оценок хорошо известно, что достаточно долгое время туркменская сторона не воспринимала возможности азербайджанского транзита всерьез и, вообще, находилась не в лучших отношениях с Баку.
Что касается Ирана, то при наличии у него огромных запасов газа, во многих провинциях страны отсутствует необходимая инфраструктура, что ведет к энергетическим проблемам. Особенно это касается восточных, юго-восточных и северных регионов. Иран надеется решить проблему дефицита в зимний период за счет туркменского газа. В конце октября министр нефти Ирана Джавад Овджи после встречи с туркменской делегацией во главе с министром иностранных дел Рашидом Мередовым заявил о решимости официального Тегерана выплатить газовый долг Туркменистану. В свою очередь, туркменская сторона начала думать о возобновлении поставок газа в Иран. После этого в Тегеране побывал вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев. В ходе проведенных переговоров была достигнута договоренность о своповых поставках газа в Азербайджан через Иран из соседних стран, включая Туркменистан.
Пока не сообщается, как Азербайджан будет использовать полученный туркменский газ. Вероятно, для собственных нужд. Точнее, по факту это будет иранский газ. Своповое соглашение означает, что Туркменистан будет поставлять газ в Иран, а Иран - передавать Азербайджану аналогичное количество голубого топлива реверсной закачкой по трубопроводу Гаджигабул-Астара-Бинанд. Подобная схема применяется, когда отсутствует инфраструктура для прямых поставок. Не исключено, что со временем она появится, а подписанное соглашение станет первым шагом к началу транзита туркменского газа в Европу через инфраструктуру Азербайджана. После газового кризиса в Европе поняли несерьезность борьбы с источниками ископаемого топлива, и потребность в природном газе стала расти. Как и его цена. В свое время Европа минимизировала цены на газ, как сегодня США пытаются сбить цены на нефть (об этом мы поговорим подробнее в следующий раз - ред.). А по данным на 30 ноября на открытии биржевых торгов цена газа превысила 1140 долларов за 1 тысячу кубометров...
Хотя с конца этого года Европейский инвестиционный банк больше не будет финансировать проекты, связанные с ископаемым топливом, декарбонизация энергетики провалилась. И в этой ситуации вопрос транзита туркменского газа через Азербайджан и Турцию в Европу может рассматриваться как более чем актуальный. Не случайно некоторые европейские страны, ранее с пренебрежением относившиеся к азербайджанскому газопроводу, уже обращаются к Баку за контрактами. Ведь те, кто получают азербайджанский газ по Южному газовому коридору, не столкнулись с энергетическим кризисом.
В настоящее время ЮГК задействован в половину своей проектной мощности, а в 2022 году пропуск газа по нему достигнет 10 миллиардов кубометров в год. Важно, что проект ЮГК реализован с расчетом на возможности расширения. Это к сведению туркменской стороны.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал подписанное соглашение историческим документом. Оно действительно историческое, если учесть все разногласия и проблемы, которые Баку пришлось медленно, методично и профессионально разгрести, чтобы 28 ноября подобный документ был подписан.
Вообще, за прошедший после победы Азербайджана в войне год многое изменилось. В расстановке сил, приоритетах, в отношении соседей к нашей стране. Всем стало предельно ясно, что с Азербайджаном гораздо выгоднее сотрудничать, чем пикироваться, потому что победа и в экономических, и в военных вопросах в конечном итоге остается за Баку. В не таком уж далеком прошлом, как все помнят, южный и восточный соседи пытались диктовать Баку свои правила касательно морских месторождений, но после 44-дневной войны и успешного запуска Южного газового коридора все начало чудесным образом меняться.
В начале января Баку и Ашгабад подписали меморандум о совместной разработке и эксплуатации месторождения "Достлуг", расположенного на разделительной линии между секторами моря, принадлежащего двум странам. В настоящее время продолжается работа над проектом соответствующего соглашения. Из Тегерана на днях было заявлено, что Иран и Азербайджан планируют подписать соглашения о совместной разработке нефтегазовых месторождений в Каспийском море. Это соглашение позволит иранской стороне поставлять нефть и газ в Европу. Как заявил иранским журналистам министр нефти Джавад Овджи, с вице-премьером Шахином Мустафаевым проведены первоначальные переговоры о сделке с Азербайджаном по газовому свопу и поставкам топлива в Нахчыван, а также по освоению запасов нефти и газа в Каспийском море. Заметим, что иранская сторона не имеет технологий для добычи на глубоководных блоках, и без азербайджанского опыта ему не обойтись.
Подписанный 28 ноября документ выгоден всем. О выгоде Азербайджана скромно умолчим. Скажем лишь об удовольствии посрамить тех, кто предрекал ЮГК остаться пустым. Что получает Туркменистан? Он получает возможность пробить изоляцию, а также открыть своему газу путь в вожделенную Европу. А Иран возобновляет импорт туркменского газа и сможет как-то решить энергетические проблемы пяти своих провинций.
В принципе, мы являемся свидетелями регионализации сотрудничества по самым важным направлениям экономики региона. Некогда в нефтегазовой сфере упор делался на внерегиональных акторов, на опыт и возможности дальних партнеров, и это было совершенно естественно. Но теперь времена изменились, и основными партнерами в проектах становятся страны самого региона, ближайшие соседи.
В центре этого процесса находится Азербайджан. Который сегодня достаточно силен и влиятелен для того, чтобы взять на себя модерацию интересов региона. Руководство страны обладает искусством решать проблемы. А такое дано не каждому.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре