Так кто же вы на самом деле, Турбьерн Ягланд?

В Норвегии, если вы зайдете в лютеранскую церковь на молебен - в маленький деревенский храм, где собираются местные жители и иногда заезжие туристы, услышите отрывки из Малого Катехизиса Мартина Лютера. В этом маленьком храме ощущаешь, что норвежское лютеранство очень домашнее и простое - оно не нуждается в империи и господдержке, но зато стремится к общинной жизни, не поощряет вранье и в качестве одного из самых тяжких грехов человеческих упоминает Ложь.

Там, где нет лжи, вначале всегда идет мысль, потом слово, а потом действие. И это лучше всего знают зороастрийцы, потому что триада "Добрые мысли - добрые слова - добрые дела" - основа зороастрийской этики. Поэтому в мировой политике есть неписаное правило действий: изначально возникает замысел - неважно, интеграции или отдаления - и, только потом, после осмысления, начинается период озвучивания мысли, что непременно заканчивается действиями.

Опять же, согласно политической теории, слова политиков, руководителей международных организаций не должны расходиться с делами, иначе наблюдается добровольное, часто неосознанное самоуничижение, приводящее как к потере авторитета говорящего, так и к ослаблению позиций силы, представленной произнесшим сакраментальные фразы человеком.

Ягланд начал с подачи армян очередную кампанию давления на Азербайджан

Ягланд начал с подачи армян очередную кампанию давления на Азербайджан

Если в каких-то конкретных моментах дела в политике стопорятся, слова их подгоняют, а мысли опережают, и именно по этой причине уважающий себя искушенный, опытный политик никогда ни при каких обстоятельствах не выступает с легкомысленными утверждениями, исходя из того, что он имеет.

Причина проста и обыденна - политик живет проектом, стремлением, желанием.

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд же, стремясь превратить свои замыслы в дела, сперва произносит непродуманные слова и только после этого пытается оправдывать свои заявления, опираясь на эфемерные "доклады", иллюзорные "утверждения" и предстает в образе неконструктивного, неуравновешенного и, что хуже всего, ангажированного, предвзятого политика.

Ягланд со своей "критикой" Азербайджана превратился в обыденного критикана, не понимающего или не хотящего понимать геополитического значения отношений между Западной Европой и Баку: в деструктивного элемента, однозначно выбравшего тактику игры в одни ворота - увы, идеально коррелирует со статистикой "обличительных" выступлений генсека Совета Европы (СЕ), адресованных Азербайджану, а также количеством упоминаний нашей страны в его многочисленных выступлениях и статьях, где Баку, по глубочайшему убеждению Ягланда, "злостно нарушает" принципы общеевропейского сообщества и потому нас следует примерно наказать.

И неважно, что аргументация человека в пузыре Т.Ягланда не выдерживает никакой критики, его гневные филиппики безосновательны и попросту смешны, а требования от Азербайджана демагогичны и абсурдны по сути.

Удобно поучать неофитов Совета Европы - Азербайджан, Украину, Россию, Молдову, Грузию и т.д., объяснять им "правила пользования демократией", и намного сложнее поговорить о том, зачем ей, собственно... даже не использоваться, а быть - ведь примера того самого "быть" нет, хотя Т.Ягланд, постоянно критикуя Азербайджан, показывает нам только ему понятные примеры и учит нас, как жить, что думать и к чему стремиться, а от чего, упаси евродемократия, отдаляться на средней космической скорости.

Хотя политическая сила Совета Европы этого заржавевшего механизма европейской политики переоценена. Кем и зачем, остается только догадываться.

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд напрямую переносит понятия, присущие межличностным отношениям на другие сферы деятельности, хотя нет в политике никакой "боязни обидеть" кого бы то ни было, как нет и стремления целенаправленно сделать это. Тут действуют совершенно другие критерии и принципы.

Так кто же он, Турбьерн Ягланд, генсек Совета Европы с синдромом злого и плохо воспитанного привратника при святыне "евродемократии", развернувший беспрецедентную кампанию против Азербайджана, настаивая на применении санкций против официального Баку?

... "В свете избранного Вашингтоном курса на "становление демократии" путем ведения боевых действий на Ближнем Востоке, а также учитывая ряд прочих факторов, Нобелевский комитет должен потребовать от президента США Барака Обамы вернуть премию мира, которой тот был удостоен в 2009 году".

Как сообщала "The Final Edition", с таким резким и парадоксальным требованием выступал бывший председатель Нобелевского комитата мира Турбьерн Ягланд, уверенный, что бывший президент США обязан рассмотреть его предложение.

"Ягланд сказал, что они никогда раньше не просили о возвращении премии мира, даже от такого проклятого военного преступника как Киссинджер, но всё ещё открыт Гуантанамо. Афганистан, бомбардировки Ливии. Там убили бен Ладена, а не доставили его на скамью подсудимых", - пишет газета.

Ягланд снова нападает на Баку – нужен ли нам Совет Европы?

Ягланд снова нападает на Баку – нужен ли нам Совет Европы?

Далее утверждается, якобы Т.Ягланд признался, что члены комитета были "совершенно пьяны" в день, когда они голосовали так же, как это было во время годового AQUAVIT - дегустации фестиваля в Норвегии: "В течение нескольких часов мы были все как 18-летние студенты снова в красивом, иногда солнечном Университете Бергена! О, как мы плакали от радости! Барак Обама может отправить медаль обратно в простом пакете обычной почтой, если это поможет ему преодолеть смущение от общественного возвращения".

Белый дом, естественно, никак не прокомментировал статью в "The Final Edition", а Т.Ягланд как-то в кулуарах Совета Европы пошутил и назвал утверждения газеты "ложью от начала до конца".

Хотя многие представители масс-медиа Норвегии думают иначе и даже подтрунивают над бывшим премьером, а также экс-главой Нобелевского комитета, предаваясь в игру слов: так как слово "Турбьерн" состоит из двух слов "("тур" - "молния" и "бьерн" - "медведь"), они считают, что "Медведь Громовержец" или же "Медведь Молния" вряд ли оправдывает имя генсека Совета Европы. "Самое больше, мы можем и должны его считать "Медвежонком с молнией", ведь наш Ягланд пока не сделал ничего героического, а также не отличается стойкостью и праведным гневом, кроме возгласа в тяжелом похмелье: "Обама, верни премию!"", - пишут норвежские "акулы пера".

... Бывший сотрудник архивного отдела Первого главного управления КГБ СССР, впоследствии - перебежчик Василий Никитич Митрохин и бывший полковник Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка), заочно приговорённый к расстрелу за государственную измену Олег Гордиевский, с 1974 по 1985 тайно работавший на британскую разведку (псевдоним - "Оватион"), наверное, в Европе лучше всех знали Турбьерна Ягланда.

Тайно переправленный 7 сентября 1992 года британские спецслужбами с семьей из России в Великобританию и скончавшийся 23 января 2004 года в возрасте 81 года от воспаления легких В. Митрохин передал британской разведке 6 чемоданов материалов о внешних операциях КГБ - имена офицеров, агентов и информаторов КГБ, а также отчеты советских разведчиков. По некоторым данным, они содержали 25 000 страниц тайных документов СССР.

И среди тех документов были отчеты о деятельности некоего "Юрия", глубоко законспирированного и "весьма полезного" агента КГБ в Норвегии.

По сообщениям финских и норвежских СМИ, генсек СЕ Турбьерн Ягланд, бывший премьер-министр Норвегии (в 1996-1997) был впервые разоблачен как агент ныне бывшего Комитета Государственной Безопасности (КГБ) по кличке "Юрий". Так утверждалось в вышедшей в Финляндии в 1997 году книге перебежчика ФСБ Олега Гордиевского и Инны Рогатчи "Sokea peili" ("Слепое зеркало") с подзаголовком "КГБ в Финляндии в партии власти". 

В основной части книги указывается, что по состоянию на середину 1980-х среди финских политиков был 91 агент КГБ. Это были "политические партнеры", занимающие высокие посты, но в целом КГБ "помогали" 216 граждан Финляндии. Число оперативных агентов КГБ, работающих в Финляндии, составляло 376 человек.

Гордиевский и Рогатчи посвятили небольшую часть своей книги Финляндии, а также агентам ФСБ среди шведских и норвежских политиков и общественных деятелей. Среди них ярый норвежский комсомольский вожак, сестра шпиона КГБ, нынешнего генсека НАТО Йенса Столтенберга Камилла Столтенберг (Camilla Stoltenberg). Она тоже была агентом КГБ наряду с неуказанными по именам другими членами семьи Йенса Столтенберга.

Сейчас Камилла занимает должность директора норвежского Национального института здравоохранения - Nasjonalt folkehelseinstitutt.

Однако самым важным было то, что авторы раскрыли настоящее имя крупного агента КГБ, который ранее из опубликованной части Архива Митрохина был известен только под кличкой "Юрий". Им оказался ни кто иной, как Турбьерн Ягланд.

В интервью, которое Гордиевский и Рогатчи дали в Хельсинки в связи с выходом книги норвежской газете Dagbladet, они сообщили, что сведения о том, что "Юрий" в архиве Митрохина это именно Турбьерн Ягланд, который в то время был премьер-министром Норвегии, они получили из своих источников, которые они не собираются раскрывать прессе.

"Мы не можем сказать, кто наши источники, но это правда. У нас есть информация и нет абсолютно никаких оснований в ней сомневаться. Когда я услышала, что Турбьерн Ягланд осенью 1996 стал премьер-министром Норвегии, у меня чуть инфаркт не случился", - сказала Рогатчи.

Турбьерн Ягланд перешел к открытым угрозам в адрес Азербайджана - МАСКИ СБРОШЕНЫ

Турбьерн Ягланд перешел к открытым угрозам в адрес Азербайджана - МАСКИ СБРОШЕНЫ

"В КГБ "Юрий" имел персональную папку "тайного контактера". Различные агенты КГБ в течение многих лет регулярно встречались с "Юрием". Только один этот факт сам по себе показывает, насколько важен был "Юрий" для КГБ. КГБ использовал как "конфиденциальных контактёров" 7 или 8 крупных норвежских политиков. Большинство из них из Рабочей партии", - сказал Гордиевский.

Ягланду такой оборот дела не понравился. И когда британская разведка сообщила дружественной Норвегии, что в 2002 году в Англии готовится публикация третьего тома из архива Митрохина в обработке Кристофера Эндрюса (Christopher Andrews), в котором содержатся имена агентов КГБ в норвежской политике, Ягланд попросил Англию заблокировать издание этой книги, что и было сделано.

Третий том "Архива Митрохина" так никогда и не вышел в свет. О тогдашнем вмешательстве Ягланда стало известно только в 2011 году.

... Азербайджан сегодня - бурно развивающаяся страна, которая представляет собой самостоятельный, суверенный пояс, и это противоположность тому, что европолитики называют "failed state".

Мы - состоявшееся государство, независимое, набирающее мощь. И к нам именно так нужно относиться. То есть геополитическое значение Азербайджана как регионального игрока, важнейшего полюса международной политики, возрастает.

Турбьерн Ягланд упорно не видит реальность, изощренно меняя факты на вымыслы. Он постоянен в своей антипатии к нашей стране и призывает Европу ополчиться на нас, так как, видите ли, мы - самые плохие на всем белом свете, нарушаем заповеди вселенской демократии, в стране что ни гражданин, то, дескать, политический арестант и вообще Азербайджан нужно душить санкциями и запретами, не забывая при этом самые тяжкие и потому эмбарго.

По глубокому убеждению Т.Ягланда, вроде бы присутствуют все элементы, которые должны произвести взрыв негодования: мировая пресса должна обрушиться на "кровавую" бакинскую власть, представители ЕС и США должны явиться в страну, чтобы раздавать хрустящие печеньки и щедрые обещания демократии, старый богатырь Маккейн должен завинтить свой майданский штык и произнести свои исторические слова "Я здесь, чтобы поддержать ваше правое дело!" уже в Баку, конгрессмены из Хельсинкской комиссии Конгреса США подпевать в унисон свою излюбленную песню "о нарушении прав человека в Азербайджане", чтобы Али Керимли и Джамиль Гасанли восстали из политических склепов, погромыхали костями и повели виртуальную толпу на захват умов и сердец граждан.

Ан нет, не получается: полумертвая оппозиция не подает признаков нормальной жизни, Али Керимли и Ко. все более становятся похожими на привокзальных шулеров, Джамиль Гасанли страдает в когнитивном диссонансе, а все призывы "Карать и не простить!" остаются втуне - в общем, Т.Ягланд разочарован, все силы добра и света как-то деликатно шепелявят об отсутствии политических перспектив "майданутых" в Баку.

Степень пафосного негодования, глубокого "сочувствия" к избитым жизнью радикальным оппозиционерам или посаженным за конкретные преступления якобы "политзэкам", острота безнравственной принципиальности Т.Ягланда четко определяется текущими политическими интересами.

Есть политический запрос - он размахивает руками, негодует, его разум возмущенный кипит. Нет запроса, точнее, заказа - не восстает и не кипит.

Он всячески старается подчеркнуть ненависть к правде, играя по своим, далеким от дипломатической этики правилам и руководствуясь принципом "Лучше перебдеть, чем недобдеть". Для Т.Ягланда лучше выказать избыток ярости к Баку, чем недостаток. Лучше лишний раз угрожать Азербайджану, чем случайно забыть пнуть своих симпатизантов, бедных и сирых наших соседей, с их агрессивной внешней политикой и террором, возведенным в абсолют государственной политики - ведь Ереван так жалок и Т.Ягланд потому все время и забывает про массовые нарушения прав человека, про тысячи невинных, томящихся в армянских тюрьмах, про тотальные фальсификации во время всех без исключения выборов, про маразм в государственном управлении и шизофреническом комплексе неполноценности у президента Сержа Саргсяна.

У Т.Ягланда синдром безусого кадета - "а вдруг я покажусь недостаточно яростным и неукротимым?"

Двойные стандарты: Почему Еврокомиссии так не нравится Азербайджан?

Двойные стандарты: Почему Еврокомиссии так не нравится Азербайджан?

Наши же оппозиционеры и их гиены ротационных машин в карманных медиа побочными жертвами социальной стихии - и им, пожалуй, стоит перейти от приверженности к ложным представлениям о непорочности генсека Совета Европы и перестать считать любые силы, враждебные Азербайджану, силами добра.

Все просто.

До безобразия, ибо господин Турбьерн Ягланд, человек с глубокой дежурной озабоченностью о Баку и с синдромом перепуганного псевдодемократа.

Цинизм не является неизменным атрибутом политики и (или) дипломатии. И тот, и другой род деятельности не более и не менее циничны, чем любой другой.

Циничной или идейной дипломатию и политику всегда делают политики.

Турбьерн Ягланд превратился в апологета циничной политики Совета Европы в отношении Азербайджана.

Политический цинизм всегда внутренне пуст и опустошен, примитивен и уродлив.

От того и слова Т.Ягланда о нашей стране со стуком катаются внутри пустот логической бездны престарелого политика.

специально для Day.Az

Эльчин Алыоглу
заместитель главного редактора Milli.Az