Армения не стала ближе к Западу, но разозлила Москву

Русский "медведь", китайский "дракон" и американский "орел" - привычные символы, обычно не требующие упоминания национальной принадлежности, когда речь идет о международных событиях и глобальных трендах. Сегодня они мелькают на новостных лентах практически ежедневно, ведь мир меняется буквально на глазах.
Такая стремительная череда событий, безусловно, изобилует новыми угрозами и вызовами, требует от стран и блоков незамедлительной реакции. Речь идет о том, что недавнее возвращение в глобальную политику России, стремительное развитие таких стран, как Китай и Индия, заставляют США, ЕС и многие другие страны мира пересматривать свои приоритеты и критерии во многих сферах деятельности, среди которых политика и безопасность по праву являются первоочередными для традиционных и новых мировых игроков.
Между тем, на днях президент Серж Саргсян провел официальное мероприятие, по странному "стечению обстоятельств", посвященное национальным интересам государства, безопасности и внешней политике. Конечно, проблемы Армении на фоне глобальных и в микроскоп не разглядеть, а обсуждать способность защищать себя от угроз извне - только людей смешить. Сложно также подобрать ей достойный зоологический символ, ну, чтоб не обижать весь армянский народ нелицеприятными сравнениями.
Но факт есть факт - Саргсян провел на днях встречу с руководителями министерства иностранных дел и, по сообщениям армянских СМИ, представил свое "новое видение" первоочередных задач в сфере безопасности и международной политики.
Примечательно, но компетентная аудитория ничего нового из уст президента не услышала. Ни о новых военных базах в Сирии или Южно-Китайском море, ни о расширении границ какого-либо военного альянса с участием Армении, либо вступлении в какой-нибудь блок мирового значения он не рассказал. Даже ржавые консервные банки на сигнальных ограждениях на линии соприкосновения сменить на новые президент не предложил. Тем не менее, попытался несколько "повысить" квалификацию своего дипломатического менеджмента.
"Внешняя политика играет существенную роль в вопросах повышения уровня безопасности нашей страны, защиты интересов Армении в международных отношениях, долгосрочного развития и, конечно, защиты интересов и прав наших соотечественников за рубежом", - изрек президент стандартный набор незамысловатых фраз из учебника начального курса дипломатического вуза, впрочем избегая конкретики на протяжении всего мероприятия.
Правда, не обошел стороной Саргсян и "больную" проблему страны - урегулирование карабахского конфликта, - от которой напрямую зависит ее потенциальное развитие, а возможно, и само существование. Тем не менее, вопреки здравомыслию, он лишь озвучил вновь абсурдную в данном контексте максиму о праве на самоопределение "в качестве основополагающего принципа урегулирования конфликта", которую армянской дипломатии якобы удалось закрепить.
Стоит отметить, что пресловутое "право" армян Карабаха никак не может рассматриваться в отрыве от аналогичных прав азербайджанцев, силой изгнанных агрессором со своих земель, в том числе из Армении. То есть Саргсян вновь фарисействует, претендуя на его принадлежность исключительно армянской стороне и противопоставляя его приоритетному в международном праве принципу территориальной целостности.
Не так давно позицию Баку вновь озвучил министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров. По его словам, прежде всего изгнанные из Нагорного Карабаха азербайджанцы должны вернуться в этот регион, где должна сложиться нормальная для их проживания обстановка. "После совместного проживания эти две общины потом должны озвучить свое мнение о том, каким они видят будущее региона в составе Азербайджана", - сказал министр. Очевидно, Серж Саргсян, только "по рассеянности" упустил этот важнейший момент, краснобайствуя перед сотрудниками МИД.
Тем не менее, неожиданное появление президента в министерстве абсолютно непонятно с точки зрения целесообразности и его должностных полномочий. Итоги года армянской дипломатии, хоть и крайне неутешительные, на днях подвел глава ведомства Эдвард Налбандян, выступая перед журналистами на ежегодной пресс-конференции. Тогда зачем же приходил Саргсян?
Действительно, обсуждать с дипломатами вопросы безопасности, которые по сути переданы даже не военным РА, а российскому военному присутствию и пограничникам РФ, совершенно бессмысленно. Критическую роль военной помощи России признают и представители правящей коалиции. Не так давно в беседе с Tert.am депутат от фракции правящей Республиканской партии Манвел Григорян заявил, что российские войска в Армении охраняют очень важные опорные пункты, а вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов открыто сказал, что Армения не способна одна полностью обеспечивать свою оборону. Депутат же от АРФ "Дашнакцутюн" Армен Рустамян признал критическую роль Москвы в не слишком разгромном исходе апрельских боев 2016 года для Армении. "Способность" армянских военных противостоять врагу самостоятельно совершенно очевидно проявилась в ходе короткой, но крайне показательной, "апрельской войны". Тогда контратаки ВС Азербайджана в ответ на армянскую провокацию могли бы завершиться в Ханкенди или даже Ереване, не будь Баку столь привержен своим международным обязательствам.
На дипломатическом фронте Армения тоже несомненно хромает. В прошлом году политический вассал и вдобавок должник-банкрот Москвы Ереван своими бездумными попытками быть "ласковым телком", к Западу ближе так и не стал, но умудрился рассердить грозного "старшего брата". Его усилия получить вожделенный транзит со всеми вытекающими бенефициями ожидаемо пресекаются проектами Азербайджана. Армения может избавиться от изоляции, но только в обмен на свое адекватное поведение.
Впрочем, последняя, в немалой степени по вине своего руководства, адекватно поступать не готова.
Тем не менее, справедливости ради, отметим, что за последнее время армянский МИД и впрямь достиг "невиданного" успеха. В начале года Республика Армения вступила в ИМО - авторитетную организацию ООН по сотрудничеству в сфере международного торгового судоходства. ИМО, конечно, - организация уважаемая, но в теперешнем состоянии без выхода к морям и с узкими "окнами" сухопутных границ для Армении абсолютно бесполезная. Что характерно, выход, в том числе, к Черному морю в армянской повестке имеет постоянную прописку. Ведь одна из главных задач адептов идеи "великой Армении" - "освобождение исконно армянских" земель, включая территорию современной Грузии с ее черноморскими портами.
Впрочем, таинственный вояж уходящего президента некоторым образом объясняет тот факт, что на суд общественности страны на днях был представлен новый законопроект, который предусматривает, что отныне Советом безопасности будет руководить премьер-министр. Согласно новой Конституции, Совет безопасности определяет основные направления оборонного политического курса страны - "по совпадению" - повестка пресловутой встречи в МИД.
Законопроект, который был накануне опубликован для общественных обсуждений на официальном сайте министерства юстиции Армении, по данным eadaily.com, "отнимает" эту регалию у главы государства и передает премьер-министру, так как Армения переходит на парламентскую модель правления. В стране и стар, и млад уверены, что по окончании последнего президентского срока премьер-министром станет никто иной, как Серж Саргсян. Также не вызывает сомнения, что властолюбивый действующий президент и далее будет держать в своих руках все ключевые властные полномочия, чтобы и впредь тиранить и грабить свою злосчастную страну.
Р.Рахибоглу
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре