Реформы Саргсяна погубят Армению

Предстоящие в Армении апрельские выборы нового премьер-министра - верховный государственный пост будущей парламентской республики - не перестают будоражить умы.

Представители партии власти - Республиканской партии Армении (РПА) продолжают упорствовать, что с кандидатурой они, якобы, еще не определились. Вице-спикер парламента, член РПА Эдуард Шармазанов, после заседания исполнительного органа РПА в четверг, сообщил журналистам, что правящая партия пока не обсуждала кандидатуру премьер-министра, а также вопрос наличия или отсутствия должности первого вице-премьера и возможных соискателей на этот пост в будущем правительстве.

Тем не менее, в стране никто уже не сомневается, что главой законодательной, а фактически, и исполнительной власти станет "уходящий" президент Серж Саргсян, который по действующему законодательству президентом избираться уже не может. Ведь персону первого лица отныне определяет не народ напрямую, а его, с позволения сказать "избранники", то есть депутаты Народного Собрания. В парламенте, как известно, большинство составляет правящая коалиция - РПА с АРФ "Дашнакцутюн".

Армения не стала ближе к Западу, но разозлила Москву

Армения не стала ближе к Западу, но разозлила Москву

Также не имеет альтернативного толкования факт изменения Конституции и модели государственного управления с тем, чтобы Саргсян оставался во власти. Сам президент хоть и иносказательно, но все же подтвердил такой исход апрельских выборов, "оговорившись" не так давно, что планирует руководить страной во второй половине текущего года. Что в ином случае было бы невозможно.

Однако, цинизм и лицемерие представителей власти продолжает зашкаливать. Не далее как в пятницу министр юстиции Давид Арутюнян, говоря о проектах законов, регулирующих деятельность правительства и премьер-министра в условиях новой модели госуправления, без стеснения отказался признавать очевидное. "Если бы была необходимость и задача подстроить под кого-то, то не возникло бы необходимости изменить Конституцию", - заявил Арутюнян, как говорится, "на голубом глазу".

Впрочем, если факт целенаправленных реформ Саргсяна у здравомыслящего человека не вызывает вопросов, то целесообразность разработки и реализации столь сложного плана, на первый взгляд действительно несколько сомнительна. Зачем же менять основной закон, переходить на новую модель управления страной, когда есть и другие приемы, не требующие таких радикальных перемен. Навскидку. на ум приходит вариант ротации, когда без изменения системы управления, президент на один срок становится премьером, а затем вновь избирается на верховный пост. Такое случалось и в Турции, и в России. Да, теоретически, выборы могут стать проблемой. Однако, в Армении так уж сложилось, что фактическая криминально-олигархическая власть всегда сама назначает "первое лицо", не гнушаясь ни подкупом, ни насилием.

Демонстрация силы: Саргсян не оставил армянам выбора

Демонстрация силы: Саргсян не оставил армянам выбора

Армянские эксперты и журналисты гадают, зачем Саргсян предпочел премьерство? Ведь, в отличие от президента при старой системе госуправления, отныне глава правительства не сможет проводить свой курс без одобрения парламента. "...проблема в том, что происходящее изменение модели, сколько бы ни делалось для одного человека, все равно - когда мандатом по принятию важнейших решений для государства наделяется как минимум шесть десятков человек, здесь уже запускается некий механизм, который с течением времени полностью "разъест" существующие до этого в системе нравы и психологию. А Сержу Саргсяну нужно было их подорвать, поскольку без подрыва Саргсян был бы не в силах что-либо изменить. А не изменить не может: он видел апрельские бои, и лучше всех знает, что это было даже минимальным из того, что в качестве риска может быть в современном мире." - рассуждает обозреватель Первого Информационного Артур Аматуни.

Продолжая эту мысль, можно логически предположить, что Саргсян сознательно отказался от "абсолютной" власти президента в пользу опосредованной, которая также предполагает меньшую ответственность, в случае, когда решение одновременно болезненных и судьбоносных решений становится предельно необходимым. Применительно к решению карабахской проблемы такое умозаключение подходит практически идеально.

Опасность развязывания полномасштабной войны хорошо понимают в Ереване. Не секрет, что для Азербайджана восстановление территориальной целостности - насущная необходимость. Несомненно, Баку не намерен идти на поводу у Еревана, для которого затягивание переговоров на долгие годы - идеальный выход для сохранения нынешней власти. Не секрет, что неизбежные уступки Азербайджану расцениваются там, как начало конца для нынешнего режима.

Однако "четырехдневная война" действительно ужаснула Армению, как бы там не хорохорились представители власти, пытаясь отрицать фактические потери и тяжелейшую моральную травму армянских военных, нанесенную победоносным контрнаступлением противника. Неслучайно, в последнее время, политологи все увереннее говорят, что в переговорном процессе назревают значительные подвижки.

Политический казус в Армении: кто будет вести переговоры по Карабаху?

Политический казус в Армении: кто будет вести переговоры по Карабаху?

Деструктивная политика торпедирования переговорного процесса со стороны Еревана вызывает неудовольствие, в том числе Москвы. Все более углубляющаяся конфронтация с Западом обуславливает ее попытки укрепить свое влияние, в том числе, на постсоветском пространстве. Применительно к Южному Кавказу, за вычетом прозападной Грузии и нищей и ненадежной Армении, это, естественно, приводит к укреплению связей с Азербайджану. По крайней мере, позицию Баку по решению проблемы, а именно по поэтапному урегулированию озвучил недавно и министр иностранных дел России. Сергей Лавров. Таким образом, Москва фактически предлагает Еревану сменить свой ущербный подход на конструктивный.  А позиции Минской тройки в этом вопросе совпадают, подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства, Следует учитывать, что у Москвы есть действенные рычаги давления на Ереван, о которых в официальных кругах, безусловно, вслух говорить не принято.

Между тем, пытаясь понять логику поведения отпетого интригана Саргсяна, нельзя не учитывать тот факт, что судьба Карабаха и самой Армении для него - второстепенный вопрос. Главное - его личная власть и обогащение. В данном конкретном случае, если Саргсян, взвесив все риски, решил пойти на мирное урегулирование, первоочередной проблемой становится его личная ответственность  - цена возвращения территорий Азербайджану. Решить это единолично в должности президента гораздо более рискованно. А разделить ответственность с парламентом намного безопаснее и явно выгоднее.

Да, Саргсян не раз зарекался, что на уступки Азербайджану никогда не пойдет. Сегодня он также решительно отвергает такую перспективу. Но истинная цена обетам плутоватого "лидера" ни для кого не секрет. Ведь пару лет назад он публично обещал что и премьером в будущем правительстве не станет. Как говорится, обещать - не значит жениться.

Р.Рахибоглу