Путин и Эрдоган вместе хоронят "Турецкий поток" - ЕСТЬ МНЕНИЕ
Как говорится - история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Кажется, что военный инцидент между Турцией и Россией окончательно похоронит еще один российский газовый проект. В прошлом году потерпел неудачу проект "Южный поток", а сегодня на пороге провала находится и "Турецкий поток", ориентированный на поставку российского газа на европейский союз.
Несмотря на то, что с "Турецким потоком" все так хорошо начиналось (во всяком случае для России), но по факту стороны так и не договорились по скидке на газ. Дело даже дошло до арбитража. А теперь уже стороны выходят на тропу экономической войны, применения всевозможных санкций и ограничений.
Что же произошло?
Накануне вооруженные силы Турции сбили российский военный самолет СУ-24. Оба пилота успели катапультироваться, и самолет упал на территории Сирии. Согласно позиции турецкой стороны, инцидент произошел на территории Турции. Позиция России такова - самолет был сбит в Сирии.
Как пишет Gazeta.ru, день, когда турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, может войти в историю. Во всяком случае, риск полномасштабного конфликта России и Турции, которая к тому же является членом НАТО, возрос в разы. А перспективы российской военной операции против террористов "ИГ" в Сирии, наоборот, стали менее ясными.
Вообще, Россию и Турцию связывает многое. Все знают о том, что Турция является излюбленным место отдыха российских туристов. Особенно это стало актуально после египетских событий, когда самолет с российскими туристами, который возвращался из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, был взорван террористами на Синайском полуострове.
Кстати, российские ведомства уже заявили о том, что "уровень террористической угрозы в Турции не меньше, чем в Египте". Рекомендации не посещать Турцию и отказаться от реализации турпакетов с отдыхом в этой стране уже озвучили представители МИДа и Ростуризма, пишет российское издание.
Кроме того, Турция это и строительные компании, дешевые овощи и фрукты, а также сотрудничество в области энергетики. Говоря об энергетике, нужно отметить, что маловероятным теперь представляется реализация проекта газопровода "Турецкий поток".
Труба должна была пройти через Черное море и дальше по территории Турции до турецко-греческой границы. Там предполагается создать газовый хаб, распределяющий дальнейшие поставки российского газа в страны Европы. Ранее "Газпром" заявлял, что стоимость прокладки четырех ниток составит 11,4 млрд евро (без учета НДС), однако эксперты отрасли говорили, что затраты, скорее всего, будут выше. Тогда речь шла о четырех нитках общей мощностью 63 млрд кубометров.
Дело в том, что с "Турецким потоком" изначально все пошло не так, как виделось со стороны. Первоначально стороны не могли договориться насчет скидки на газ. Все дошло до того, что Турция, недовольная тем, что "Газпром" до сих пор не предоставил ей обещанную скидку в 10,25%, обратилась в Стокгольмский арбитраж. Российская монополия заявляет, что скидку предлагала неоднократно, но договоренности не были финализированы. Это вызвано тем, что вопрос о скидке привязан к соглашению по трубе "Турецкий поток", которое Турция, в свою очередь, до сих пор не подписала. По словам экспертов, подача иска является скорее политическим жестом, чем экономическим.
Нужно отметить, что скидка была изначально привязана к российско-турецким договоренностям по проекту газопровода "Турецкий поток", о котором Россия заявила как раз в начале декабря прошлого года. Однако подписание окончательного соглашения по проекту затянулось - не в последнюю очередь из-за того, что Турция ждала предоставления скидки.
Свою лепту в затягивание развертывания новых газовых отношений между двумя странами стали сложности с сформированием нового правительства в Турции, где даже прошли повторные парламентские выборы. Но нельзя сводить стопор в реализации "Турецкого потока" только к этому фактору.
Первые сложности появились еще весной. Российская сторона была недовольна тем, что Анкара не подписала межправительственное соглашение о строительстве газопровода в обход Украины, хотя вопрос был согласован на политическом уровне, а "Газпром" готов был дать скидку на газ.
Россия заняла жесткую позицию: сначала подпись под межправсоглашением, потом скидка, а Турция заявила, что готова обсуждать строительство только одной нитки газопровода из четырех. Это делало проект в его прежнем виде бессмысленным для "Газпрома", который в итоге договорился с европейскими компаниями о другом способе обхода Украины - "Северный поток - 2".
Как известно, "Турецкий поток" является частью стратегии "Газпрома" по исключению Украины из цепочки поставок газа в Европу. Ведь "Газпром" неоднократно заявлял, что транзита через украинскую территорию после 2019 года может и не быть.
Кроме того, весной (в апреле) определенный конфликт между Турцией и Россией привнес визит президента РФ Владимира Путина в Ереван, где он принял участие в мероприятиях в честь годовщины т.н. "геноцида армян".
Большой клин в отношения сторон внес сирийский вопрос. Все началось с того, что в октябре российские самолеты, наносящие удары в Сирии, дважды нарушили турецкое воздушное пространство.
Все дошло до того, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил прекратить взаимодействие между сторонами в энергетическом секторе. Эрдоган напомнил, что у России есть деловые интересы в Турции в сфере атомной энергетики и природного газа, действия же в Сирии "могут привести к потере этих интересов". Речь идет о проектах газопровода "Турецкий поток" из России в Турцию и строительства атомной электростанции "Аккую" в городе Мерсин на побережье Средиземного моря (им по схеме build-own-operate занимается "Росатом"), а также контрактах на поставки российского газа.
"Мы - покупатель номер один природного газа из России, - заявил Эрдоган. - Лишиться Турции было бы большой потерей для России".
Сейчас ситуация куда более сложнее - сбит самолет, что грозит серьезными последствиями.
Совсем недавно все думали, что Турция и Россия пошли на новое газовое сближение, а теперь решают судьбу будущих как политических, так и экономических, отношений. В этот раз речь шла не просто о новой газовой трубе, а о газопроводе, который будет доставлять газ не только в Турцию, но и обеспечит транзит российского "голубого топлива" в Европу.
Сейчас проект "Турецкий поток" находится в подвешенном состоянии. Согласно планам российского "Газпрома", строительство первой нитки газопровода (мощность почти 16 миллиардов кубометров) должно было начаться еще в июне этого года, а в конце 2016 года она должна была быть запущена. Однако, все пошло не так, как планировала российская сторона.
Проект юридически не оформлен, нет разрешений на строительство и контрактов о купле-продаже газа (однако, российская сторона говорит о том, что межправительственное соглашение по новому газопроводу может быть подписано в этом году). Все считали, что проблему в реализации проекта создаст позиция Европейского Союза, но далеко идти не пришлось. "Турецкий поток" застопорился, не доходя до границ ЕС.
В итоге, в начале октября "Газпром" заявил, что мощность "Турецкого потока" будет сокращена до 32 миллиардов кубометров. По словам главы монополии Алексея Миллера, это связано с тем, что выбывающие мощности могут быть компенсированы за счет другого нового проекта - "Северный поток - 2", мощностью в 55 млрд. кубов.
Напомним, что совсем недавно "Газпром" и пять европейских компаний (германская BASF, французская ENGIE, австрийская OMV, германская E.ON и британо-нидерландская Royal Dutch Shell) подписали акционерное соглашение по проекту газопровода "Северный поток - 2" (СП-2 через Балтийское море в Германию). Хотя и тут не все так просто. Еще предстоит получить необходимые разрешения от государств Балтии, которые уже выразили свое недовольство в связи с реализацией проекта. Также, остается нерешенным вопрос о том, кто будет строить и контролировать принимающую инфраструктуру в Германии.
"Южному направлению мы, конечно, уделяем большое внимание в рамках нашей стратегии диверсификации транспортных маршрутов. В настоящее время можно говорить о том, что мощность "Турецкого потока" может быть до 32 миллиардов кубометров газа. С учетом тех решений, которые у нас приняты на севере, это та реалистичная позиция, по которой мы будем работать в самое ближайшее время", - говорил ранее глава "Газпрома" Миллер.
Самое главное, что весь этот сыр-бор из-за поставок газа в Европейский союз, который в этом вопросе занял достаточно четкую позицию - снизить зависимость от одного источника газа и обеспечить доступ к альтернативным источникам и маршрутам.
В этом плане особое место в энергетической стратегии Евросоюза отводится Южному газовому коридору, который на начальном этапе позволит транспортировать в ЕС с азербайджанского месторождения "Шах Дениз" на Каспии. Но это не все. Есть возможности поставок в рамках коридора газа и с других морских месторождений Азербайджана, а также "голубого топлива" из Туркменистана, Ирана и других стран Ближнего Востока. Все это прибавляет коридору объема, тем более, что этот объем он переварить сможет.
Конечно, сейчас очень сложно говорить о том, что будет с турецко-российскими отношениями вообще, а тем более с проектами в области энергетики. Но с уверенностью можно сказать, что если даже "Турецкому потоку" суждено быть, это произойдет совсем не скоро. А это, в свою очередь, еще раз подтверждает важное значение наличия нескольких источников и маршрутов поставок газа. Именно к этому стремится Европейский союз, чем и руководствуется в оказании поддержки развитию Южного газового коридора, который позволит ему обойти территорию России.
Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail
Все материалы автора здесь
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре