Российский политолог о том, стоит ли Азербайджану выбирать силовой путь решения карабахского конфликта
Интервью Day.Az с российским политологом Виталием Дымарским.
- Можно ли в ближайшем будущем ожидать новых инициатив со стороны России по урегулированию карабахского конфликта?
- Конечно. Россия напрямую участвует в этом процессе. Ей небезразлично все, что происходит на Южном Кавказе, и тем более в таком направлении как карабахский конфликт. Безусловно, какие-то шаги будут предприняты с российской стороны, но надо учесть, что Россия только посредник. Окончательное решение должны принять две противоборствующие стороны.
Россия очень большое значение уделяет сотрудничеству в энергетической области. Москву волнует конкуренция, которая существует между проектами "Южный поток" и Nabucco, и общая политическая обстановка в регионе Южного Кавказа.
- Понятно, что Россия только посредник, но немало политиков в Армении и Азербайджане считают, что ключи от разрешения карабахского конфликта находятся в Москве...
- У этого конфликта много замков, и, соответственно, много ключей. Я согласен, что один ключ действительно находится в Москве. И я понимаю, почему армянские и азербайджанские политики это говорят. Москва играет важную роль, но этого недостаточно для урегулирования конфликта. Где бы не находились ключи, без принятия решения главными действующими лицами - Ереваном и Баку - ничего не получится.
И еще надо понять - ключи от чего? Если имеется в виду, что Россия обладает особыми возможностями давления на Армению, то такой прессинг возможен только на одну сторону - Ереван, который сильно зависит от России. У Москвы не так много рычагов давления на Азербайджан. Кроме того, говоря о роли России, возможно, имеется в виду, что Москва может заставить Армению пойти на уступки в карабахском вопросе. Но я часто бывал в Ереване, и могу сказать, что давление со стороны России в этом вопросе не может иметь гарантированный 100%-ный эффект. В Армении есть оппозиция, свое понимание проблемы.
Наверное, Армения готова пойти на компромиссы. Собственно говоря, без компромиссов с обеих сторон решение карабахской проблемы невозможно. Однако у компромиссов со стороны Армении есть свои границы. И эти границы определяются не в Москве, а в Ереване. Поэтому уповать только на давление со стороны Москвы не стоит.
- С начала этого года МГ ОБСЕ представила сторонам конфликта обновленные базовые принципы урегулирования карабахского конфликта. Баку принимает эти международные принципы, а Ереван - нет. Что необходимо делать в этом случае?
- Видимо, надо уговаривать Армению. Для того, чтобы сделать окончательный вывод по данному случаю, надо обстоятельно вникнуть в детали позиций сторон. Тут сложно что-либо комментировать.
- В Московской декларации, принятой лидерами Азербайджана, Армении и России было заложено три принципа: территориальная целостность, неприменение силы и самоопределение народов. Может ли это служить основой для урегулирования конфликта?
- Нет, не может. Потому, что в этой декларации заложено два взаимоисключающих принципа: территориальная целостность и право народов на самоопределение.
- А что если Азербайджан воспользуется 51-й статьей устава ООН и силой освободить оккупированный Нагорный Карабах и территории вокруг этого регионе?
- Все зависит от того, чем завершится военная фаза. Если Азербайджан победит, то возможно удастся вернуть Нагорный Карабах, если нет, то вернуть не удастся. Хотя мировое сообщество не очень любит применение силы, но постфактум соглашается и поддерживает статус-кво. Это решение Азербайджана. С другой стороны не думаю, что Азербайджану стоит выбирать силовой путь решения конфликта.
- Может, стоит поменять формат стран, участвующих в переговорах по урегулированию карабахского конфликта?
- Можно поменять формат переговоров, но не думаю, что принципиально что-то изменится.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре