Армения запуталась в поисках своей столицы

Вряд ли можно найти в мире другое государство, чья "столичная история" была бы столь же запутанной и, главное, неправдоподобной, как в сегодняшней Армении. В самом деле, ее нынешняя столица Ереван - это, согласно историческим хроникам, азербайджанский город Иреван, который превратился в армянскую столицу исключительно в результате уступки на переговорах, сделанной руководством Азербайджанской Демократической Республики. Попытки же вывести современный Ереван от мифического "Эребуни" у серьезных историков вызывают разве что смех сквозь слезы, пишет "Эхо".
С "историческими столицами" Армении тоже та еще путаница. Во всяком случае, проанализировав на сей раз уже армянские источники, эксперты насчитали - только не смейтесь - целых 13 (!!!) столиц мифической "Великой Армении". На эту роль в разное время назначались Ван и Карс, Догубаязид вдруг был объявлен "Аршакаваном", а Диярбакыр - "Тигранакертом". Сегодня очередной "Тигранакерт" во всех смыслах "раскопали" в Нагорном Карабахе, у реки Хачинчай. В результате многие уже и в Ереване задают совсем уж неприятные вопросы: почему армянские цари только тем и занимались, что переносили столицу государства с места на место? Историки удобоваримого объяснения пока что не представили. Ну не признавать же вслух, что объясняется этот "переезд столицы" очень просто: "столицами древней Армении" объявлялись все мало-мальски заметные города, находившиеся на тех землях, которые предполагалось включить в "христианский форпост на границе с Турцией". Можно было, конечно, просто объявить их "древними армянскими городами", но решили не мелочиться, Да и "древняя столица" звучит как-то посолиднее, чем просто "город".
Но сегодня, во втором десятилетии XXI века, все эти легенды про "13 столиц Великой Армении" разумнее всего было бы списать в архив. Время территориальных претензий на основе весьма расплывчатых "изысканий", к которым более всего подходило вольтеровское "История - это ложь, о которой договорились историки", уже, к счастью, минуло. И куда большую актуальность получает сегодня другой вопрос: а где находится реальная столица сегодняшней Армении? Где принимаются решения, жизненно важные для этого государства?
В том, что это не Ереван, сомневаться не приходится. Вначале все основные политические решения принимались, напомним, в зарубежной армянской диаспоре. Представители ее политической верхушки с удовольствием и со знанием дела рассуждали об "исторических правах армянского народа" на земли соседних государств, о Севрском договоре и "Великой Армении", только вот, находясь в калифорнийском Глендейле или французском Марселе, не считали необходимым задумываться о таких прозаических мелочах, как экономическое выживание реальной Армении. И понятно, что Армения, которая сама находилась на Южном Кавказе, но чья реальная столица при этом располагалась не то в Марселе, не то в Глендейле, не то в Бейруте, даже теоретически не могла состояться как независимое государство. Сегодня, однако, отношения с диаспорой, скажем так, изрядно подпорчены. В Ереване, Гюмри, Ванадзоре уже поняли, что никакого "золотого дождя" инвестиций от зарубежных соотечественников не будет, а "армянское лобби" вовсе не всесильно.
С полным текстом статьи можно ознакомиться в газете "Эхо"
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре