Российский эксперт о том, как изменение настроений в Иране повлияет на регион

Day.Az представляет читателям интервью "R+" с экспертом по Ирану Института востоковедения Российской академии наук Еленой Дунаевой.

- Во время визита в Азербайджан президент Ирана Хасан Рухани предложил создать транспортный коридор из Ирана в Европу через Азербайджан, а Баку - воспользоваться иранскими портами в Персидском заливе. Кроме того, были очень перспективные предложения в торговой, финансовой и прочих сферах. Насколько эти предложения возможно реализовать в свете введенных Западом экономических и политических санкций в отношении Тегерана?

- Во-первых, президент Ирана сторонник развития отношений с западными странами и налаживания тесных связей с соседними государствами. С этакой политической программой Хасан Рухани пришел к власти. Сегодня основной задачей правительства Рухани является снятие санкций. Идет активный переговорный процесс, и, следовательно, в той или иной форме процесс снятия санкций продолжится. Пока нет никаких барьеров на этом пути. Во-вторых, Рухани, как в свое время Эрдоган, обещал "ноль проблем с соседними странами". То есть путем устранения конфликтов, напряженности, расширения экономических связей с соседними государствами Иран хочет получить широкий выход на внешние рынки. В-третьих, важным моментом внешнеполитической стратегии Рухани является акцент на регионализм. Он сторонник необходимости усиления региональных организаций, инициатор создания координационного центра государств Каспийского региона, причем с широкими полномочиями. Рухани поддерживает идею не только экономического, но также политического объединения прикаспийских стран, демилитаризацию, повышение безопасности Каспия и пр.

За период своего президентства Рухани 4 раза встретился с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Его заявления в Баку полностью соответствуют внешнеполитической стратегии Ирана. Надо отметить, что любой экспорт грузов, включая экспорт азербайджанской нефти через Иран, однозначно экономически выгоден для Баку. Еще до строительства трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан проведенные исследования показали, что наиболее короткий путь к международным морским маршрутам и, соответственно, к международным рынкам для Азербайджана пролегает через иранскую территорию. Также очень перспективным является предложение Рухани о создании транспортного коридора путем объединения железных дорог с Азербайджаном. Сейчас в Иране завершают строительство железной дороги Решт - Астара. С объединением иранских железных дорог с азербайджанскими появляется очень простой и выгодный для всех участников железнодорожный коридор Иран - Азербайджан - Россия.

- Как отразится на перспективах расширения сотрудничества Тегерана с соседними государствами соглашение о ядерной программе Ирана?

- Европейские страны ждут официальной отмашки. Даже в то время, когда идут переговоры, страны ЕС явно проявляют интерес к иранскому рынку. То же самое делает Россия. Еще год назад Москва прорабатывала возможности расширения связей с Ираном. Тогда же зародился проект экспорта иранской нефти в Россию в обмен на какие-то услуги и товары. По заключенному в августе меморандуму Россия может закупить определенный объем иранской нефти и ее реэкспортировать. Тем самым эта иранская нефть не подпадает под санкции. В обмен Россия предлагает Ирану товары и услуги.

Если учитывать геополитическую роль ИРИ, положение в регионе Ближнего и Среднего Востока, то очевидно, что без участия Ирана невозможно решить проблему ИГИЛ, прекращения войны в Сирии, стабилизации ситуации в Ираке, Афганистане и другие региональные вопросы. Объективно США и ЕС это понимают. К примеру, США без широкого афиширования контактируют с Тегераном и частично разморозили иранские активы в банках, разрешили продавать определенный объем нефти на международном рынке. Французы ведут переговоры с Ираном по стабилизации ситуации в Ливане. Кстати, Совбез ООН не накладывал на Иран нефтяных санкций, их ввели США, Канада и ряд европейских стран. Теми или иными путями эти санкции обходятся. Тут надо подчеркнуть, что санкции вообще не касаются взаимодействия в плане железнодорожного строительства.

Даже если процесс отмены санкций будет отложен, в предложениях Рухани можно найти какие-то коридоры и разработать проекты, которые не будут затронуты санкциями.

- В недавнем прошлом у Азербайджана, да и других стран, были разногласия с ИРИ по вопросу раздела Каспия. В Баку Рухани предложил Азербайджану вместе использовать богатства этого моря. Что означает этот месседж?

- Иран всегда говорит о равноправном разделе Каспия. Это, условно говоря, разделение дна и воды на равные 20%. Сейчас в Иране на смену радикально-националистическим силам пришли к власти умеренно-прагматические политики. В политической элите, обществе понимают, что невозможно пересмотреть, отказаться от заключенного РФ, Азербайджаном и Казахстаном соглашения по разделу Каспия. В Иране поняли, что остается на двусторонней основе договориться о разграничении Каспия с Азербайджаном и Туркменистаном. На Астраханском саммите было решено, что в зоне экономической и национальной юрисдикции будет 25-мильная зона. Иран с этим предложением согласился.

- 25-мильная зона для Ирана превосходит то, что Тегеран имел в рамках советско-иранского соглашения по линии Астара-Гасангулу?

- Да, 25-мильная зона - это больше, чем в соглашении СССР - Иран, заключенного в 1940-х годах. По договору с СССР Иран получал приблизительно 13% акватории моря. Но в Тегеране считают, что в договоре Астара-Гасангулу говорится, что Каспий разделен поровну между двумя странами СССР и Ираном. Кстати, ни в каких документах нет ничего конкретно о морской границе с Ираном. Впервые о линии Астара-Гасангулу говорится в советских документах конца 1930-х годов, когда НКВД дал указание пограничникам охранять эту линию как границу Советского Союза. Это не было соглашение с Ираном. Провести границу по линии приморских населенных пунктов Астара и Гасангулу, где начинается сухопутная граница с Ираном, было внутренним решением советского правительства. Из-за того, что СССР имел сильный Каспийский флот и вообще был мощным государством, Иран никогда не оспаривал границу с Союзом. Мнения Ирана о границе не спрашивали, и у Тегерана никогда военно-морского флота в современном понимании на Каспии не было.

- Рухани предложил широкое сотрудничество в энергетической области. В частности, он отметил перспективу экономической оси Иран - Азербайджан - Россия. Вообще-то Тегеран, Баку и Москва конкуренты на рынке энергоносителей.

- Объективно потребность на рынке углеводородов такова, что покупателей хватит на всех. Есть хороший пример координации действий экспортеров нефти в рамках ОПЕК. Последний кризис с ценами на нефть показал, что чем плотнее будут сотрудничать экспортеры нефти, чем больше будет договоренностей по объемам, единой экспортной политике, тем легче будет вести единую энергетическую политику. Разумная политика на перспективу - очень хорошее дело. Мы можем вести разумную конкуренцию.

- Может ли Иран сыграть какую-то положительную роль в урегулировании карабахского конфликта?

- Любой конфликт на Кавказе негативно отразится на ситуации в Иране, поскольку в стране имеются большая армянская диаспора и огромная азербайджанская община, которая насчитывает десятки миллионов человек. С этой точки зрения "тлеющий" конфликт на северной границе не может не беспокоить Тегеран. Иран имеет экономические связи и с Азербайджаном, и с Арменией и, естественно, заинтересован в обеспечении мира в регионе.

- Вы упомянули азербайджанцев Ирана. В Азербайджане некоторые круги считают, что Тегеран не особо заинтересован в том, чтобы Азербайджанская Республика была процветающим, развитым государством.

- Никогда разумные, прагматичные иранские политические круги не выражали негативного отношения праву Азербайджана на независимость и самостоятельность. Иранские азербайджанцы, число которых превышает все другие этносы, населяющие страну, инкорпорированы в иранские общество. Достаточно отметить, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи - азербайджанец. Среди высшей политической элиты можно найти очень много азербайджанцев. Я долгое время жила в Тегеране, азербайджанцев очень много в крупных иранских городах. По нашим наблюдениям, среди этнических меньшинств, хотя азербайджанцев трудно назвать меньшинством, среди различных этнических групп есть оппозиция к иранской власти, сепаратизм, центробежные настроения, но в целом по стране оппозиционно настроенные организации и группы составляют 10-15% населения. Основная часть населения ориентируется на Тегеран. С приходом к власти Рухани появились новые тенденции в национальной политике Ирана. Если прежние власти стремились объединить все население страны на основе шиизма и персидского языка, то сейчас пришли к выводу, что нужно признать культурное разнообразие иранского населения. Об этом стали открыто говорить. У Рухани появился спецпомощник по работе с национальными меньшинствами.

В стране разработан кодекс гражданских прав, где прописано, что страна должна признавать культурное и языковое многообразие. Рухани поставил вопрос об открытии национальных школ, где преподавание будет вестись на двух языках. Но надо понять, что для построения полномасштабной системы образования на языках этнических меньшинств нужны кадры, финансы, время и прочие факторы. То есть иранская власть постепенно отходит от подавления национальной идентичности и признает национальное многообразие.

Region Plus