По трубе в Европу - Азербайджан возглавляет список - АНАЛИТИКА

Сегодня Турция - в центре внимания. В стране, где парламентские выборы состоялись еще седьмого июня, до сих пор не сформировано правительство, что отражается на реализации проекта "Турецкий поток", который должен обеспечить выход российскому газу на европейский рынок. Также процесс затягивается из-за отсутствия между сторонами договоренности по тарифам на российский газ для Турции. То есть, нет договоренности, нет трубы. Новый проект, о планах по реализации которого было объявлено во время визита президента РФ Владимира Путина в Турцию, сейчас больше напоминает несбыточную мечту, чем реальность. На первый взгляд, казалось, что все вопросы с турецкой стороной уже решены и сложности у России будут только с Европейским Союзом, но время показало обратное. Однако, на этом фоне российский газовый монополист "Газпром" объявляет о стоимости проекта.

Вопрос газовых поставок в Европу сейчас очень актуален. В условиях низких цен на нефть, различных санкций, которые были приняты в отношении России, экономика страны ослабла. Это, в свою очередь, отражается и на позициях "Газпрома" и энергетических проектах, реализуемых российской стороной.

Идя на поводу у своих газовых интересов, Россия отказалась от строительства "Южного потока" и инициировала новый проект, который позволит российскому газу выйти на европейский рынок через Турцию. В декабре прошлого года было объявлено о планах по "Турецкому потоку", потом сообщалось, что "Газпром" собирается начать строить газопровод в июне этого года, а что в итоге? В итоге - "Газпром" до сих пор не договорился не только с ЕС, но и с Турцией, соответственно, ни о каком строительстве пока речи быть не может.

Нужно напомнить, что мощность прокачки трубопровода, который, согласно планам "Газпрома", будет состоять из четырех ниток, составит 63 миллиарда кубических метров, из которых около 50 миллиардов кубических метров планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. Оставшаяся часть газа придется на Турцию.

Изначально "Газпром" объявлял о своих агрессивных планах по проекту. Как говорил ранее глава монополии Алексей Миллер, Россия готова сначала построить "Турецкий поток", а потом уже ждать строительства для него инфраструктуры в Европе. Другим важным заявлением являлось то, что компания может не продлить контракт по транзиту российского газа в Европу через территорию Украины после 2019 года. Фактически РФ хотела оставить Европу без выбора - либо "Турецкий поток", либо газ, который сейчас идет через Украину, уйдет в Азию.

Но сейчас, когда проект застопорился, вопрос уже стоит по-другому. Российская сторона уже готова на поэтапную реализацию проекта. В первую очередь это предполагает строительство первой нитки газопровода (мощность 15,75 миллиарда кубометров в год), которая позволит транспортировать газ, предусмотренный для Турции.

Что же мешает Турции и России достичь соглашения по проекту?

Во-первых, стоимость на российский газ для Турции. Вопрос скидки для Турции также до сих пор открыт, хотя не раз заявлялось, что стороны уже пришли к общему знаменателю, но официально все пока не оформлено.

Во-вторых, свою лепту в определенное охлаждение отношений между Турцией и Россией внес последний визит Владимира Путина в Армению, где он принял участие в мероприятиях, посвященных т.н. "геноциду армян".
 

В-третьих, в Турции после парламентских выборов, которые состоялись в первой декаде июня, до сих пор не сформировано коалиционное правительство, что также оказывает значительное влияние на ход дел по проекту. Несмотря ни на что, председатель правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Турции Ахмет Давутоглу в конце недели продолжит переговоры по созданию в Турции коалиционного правительства с главой оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП) Кемалем Кылычдароглу.

Несмотря на все это, российская сторона отмечает, что министерство энергетики России уже направило Турции два варианта межправительственного соглашения по "Турецкому потоку" - по строительству либо первой, либо всех его четырех ниток.

Кстати, "Газпром" даже назвал цену вопроса. Как сообщил заместитель начальника департамента по управлению проектами "Газпрома" Алексей Серебряков, проектная документация экспортного газопровода "Турецкий поток" предусматривает поэтапное строительство четырех ниток общей стоимостью 11,4 миллиарда евро; стоимость первой нитки оценивается в 4,3 миллиарда евро.


"Проектной конфигурацией проекта предусмотрено строительство четырех ниток газопровода, предусмотрен поэтапный ввод этих ниток... Общая стоимость текущая оценивается на уровне 11,4 миллиарда евро без НДС. Стоимость первой нитки газопровода будет около 4,3 миллиарда евро без НДС", - сказал Серебряков, слова которого приводит РИА Новости.
 

Это то, что касается непосредственно Турции, но не нужно забывать и о Европейском Союзе, на который в основном и был ориентирован проект. Европу беспокоит очень сильная зависимость от российского газа, что и является причиной отрицательной реакции на чрезмерную активность "Газпрома". Еще более открыто о своей позиции Европа заговорила после того, как Россия в одностороннем порядке отказалась от проекта "Южный поток" и заговорила о турецкой трубе.

"О "Турецком потоке" мы еще должны разговаривать, поскольку мы до сих пор имеем о нем информацию только с пресс-конференций, а нам нужно знать, как он повлияет на комплексную энергетическую безопасность в Европе, будет ли соблюдаться европейское законодательство", - говорил ранее еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович, который пояснил, что консультации необходимы, чтобы понять, как он (новый проект) "впишется в систему Энергетического союза".
 

Постоянная угроза прекращения транзита через Украину и газовое давление, которое оказывает Россия, заставляют ЕС искать новые возможности, источники и маршруты поставок "голубого топлива". Самым реальным вариантом являются поставки газа из Азербайджана. Для того, чтобы это стало реальностью, началось формирование Южного газового коридора, который включает в себя газоконденсатное месторождение "Шах Дениз" и три инфраструктурных элемента - Южнокавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы. Работы по всем составаляющим коридора активно продолжаются и уже в начале 2020 года газ поступит на европейский рынок (10 миллиардов кубометров в год). Да, это не 50-60 миллиардов кубометров в год, но эти объемы - лишь начало. Ведь все элементы ЮГК рассчитаны под расширение и при возможности по нему может поставляться еще больше азербайджанского газа, а также газ из Туркменистана, Ирана и других стран. Все это дает ЕС еще большую уверенность в газовом противостоянии с Россией.

Все дошло до того, что многие начали говорить о конкуренции между Южным газовым коридором и "Турецким потоком". На этом фоне интересна позиция SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана). По словам вице-президента SOCAR по маркетингу и инвестициям Эльшада Насирова, "Турецкий поток" не составляет конкуренции Южному газовому коридору, потому что объемы азербайджанского газа проданы на 25 лет, покупатели обязаны его принять, а для следующих поколений месторождений в Азербайджане нужны новые трубопроводы.
 

Как говорил ранее Насиров, Азербайджан в будущем рассчитывает использовать газотранспортные мощности (Южноевропейский газопровод, который греческая и российская стороны намерены построить на территории Греции - ред.) в продолжение "Турецкого потока" на территории Европы для поставок дополнительных объемов газа со своих месторождений.
 

В будущем добычу газа в Азербайджане позволят увеличить такие месторождения, как Абшерон, Умид, Бабек. "И мы рассчитываем, что если будет построен "Турецкий поток", то, естественно, мы сможем использовать продолжение. У нас два варианта: или расширение TANAP (Трансанатолийский газопровод) и TAP (Трансадриатический газопровод), для того чтобы добавлять, или использовать в рамках Третьего энергетического пакета доступ к трубе (продолжению "Турецкого потока" на территории Европы)", - подчеркнул Насиров.

Что же будет с "Турецким потоком", сейчас сказать сложно, но можно с уверенностью отметить, что как бы не сложилась судьба российской трубы, это не коснется газовых планов Азербайджана и реализации проектов с его участием. Развитие Южного газового коридора позволит республике не только экспортировать свой газ на Запад, но также задействовать свои транзитные возможности (если по Южному газовому коридору пойдет газ третьих стран).

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь