Российское издание о рассказало криминальных тайнах Армении

Титулованные "воры в законе" в Армении есть, однако по факту их трудно назвать организованной преступностью, передает Day.Az со ссылкой на Lenta.ru.

"Ну, нам известно, где они живут, с кем общаются, с кем говорят по телефону, что едят и чем вообще живут. На каждого из них есть досье с их грешками, и они об этом знают. Шаг влево или шаг вправо - и за ними придут. Поэтому они этих шагов не делают", - говорит источник "Ленты.ру" в правоохранительных органах Армении.

Год назад после смены власти в Армении полиция организовала профилактический рейд и нанесла "визиты вежливости" практически всем криминальным авторитетам страны. Но не более. Дело в том, что в республике нет всего того, на чем обычно наживается эта категория преступников, - им нечего брать под контроль.

"Им тогда сказали: вот вы сидели тише воды, ниже травы - сидите еще тише и еще ниже. И они сидят, - продолжает собеседник "Ленты.ру". - Да и чем им тут заниматься? Проститутки у нас в интернетах работают, траффикинга (торговли людьми - прим. "Ленты.ру") нет, черного рынка органов нет, систематизированного рэкета нет, каких-то крупных торговых хабов тоже нет, резать фальшь (заниматься фальшивомонетничеством - прим. "Ленты.ру") невыгодно из-за курса драма. Есть много домушников и карманников, но они в основном сами по себе и работают не постоянно, а от случая к случаю, особо упорных быстро сажают".

Крышевать в Армении тоже некого - весь крупный и средний бизнес завязан на олигархах и тех, кто имел или имеет отношение к власти. Это устоявшиеся конструкции, которые более не нуждаются в протекции криминального мира, если вообще когда-то ею пользовались. Более того, люди, близкие к политическому руководству, порой открыто конкурируют с преступниками: так, один из племянников экс-президента Сержа Саргсяна обвиняется в покушении на убийство, второй - в том, что похитил человека и лично пытал его газовой горелкой, требуя, чтобы он свернул свой бизнес.

Сейчас в Армении есть влиятельные "воры в законе", чьи имена известны: Александр Макарян (Ало Шаумянский), Геворк Меликян (Геворик Ошаканский), Андраник Согоян (Зап), Самвел Арутюнян (Манети тха Само) и еще пять-шесть человек. Однако их дела явно уступают по скандальности преступлениям племянников бывшего президента. "Вот Ало недавно поймали. Знаете, за что? За травку. У вора в законе нашли травку. В принципе, этим все сказано", - рассказывает источник "Ленты.ру".

Все эти люди когда-то получили статус "воров в законе", он действителен, зарубежные "коллеги" его по-прежнему признают. Однако по сути этот статус негде применить, а на заграничные сходки армянские авторитеты не выезжают - им достаточно комфортно на родине. Каждый из вышеперечисленных людей завел мелкий бизнес - например, в сфере общепита или открыл заправку. "Живут себе, не парятся, никуда не лезут, иногда попадаются на травке. Больше о них сказать просто нечего", - резюмировал собеседник редакции.

В Армении не принято скрывать свои связи с "титулованными" преступниками. Так, в одном из ереванских ресторанов 26 апреля состоялась свадьба дочери "вора в законе" Армена Казаряна (Пзо). Жених - брат зятя экс-министра транспорта и связи Армении Эдуарда Мадатяна по кличке Эдо Курчавый. На торжестве присутствовали как минимум три бывших депутата парламента, в том числе один из самых богатых людей страны Самвел Алексанян. Об этом написало местное издание Hayeli.am, которое принадлежит родной сестре бывшего министра юстиции, ныне главы Конституционного суда Армении Грайра Товмасяна.

Армянская специфика криминальной среды заключается еще и в том, что воровская корона - вовсе не гарантия того, что преступник является неприкасаемым. Яркий тому пример - история Левона Казаряна, известного как Левик Еррордмасский. Племянник "вора в законе" Пзо обладал огромным влиянием и открыто конфликтовал с "вором в законе" Гевориком Ошаканским. Сам Левик при этом таким титулом не обладал.

Конфликтовал Еррордмасский очень успешно, и неизвестно, на чью сторону встала бы тогда фортуна, если бы не вмешательство высшего руководства страны - авторитетов мирили как могли. Однако через несколько лет после заключения мира, в 2015 году, Левик все же был убит неизвестными.

Сейчас наиболее влиятельным криминальным авторитетом в Армении считается Алик Бандурян, он же Алик Норатусский. Титулом он не обладает. Впервые Бандурян засветился в сводках в 2003 году в связи с убийством, позже примкнул к кругу влиятельнейшего "вора в закона" Пухлого Армена Каневского (Армена Арутюняна) - ставленника Деда Хасана (Аслана Усояна). Каневский в 2010 году скончался, после чего Бандурян перебрался во Францию, но уже в 2012 году бежал оттуда и был объявлен в розыск по обвинению в похищении людей.

Осенью 2016-го авторитет всплыл уже в Армении, когда в Ереване произошло громкое двойное убийство: в одном из салонов красоты были застрелены двое мужчин 25 и 38 лет. Норатусский был одним из обвиняемых, следствие требовало для него 8 лет колонии, для его сообщника - 14 лет, еще одного фигуранта хотели посадить на полтора года за недоносительство. Однако случилось чудо: сообщнику изменили статью с "Убийства" на "Нанесение телесных повреждений средней тяжести", дали четыре года и тут же освободили по амнистии. "Недоноситель" получил минимальный условный срок, а Бандуряна и вовсе оправдали.

Примечательно, что еще во время предварительного следствия за Бандуряна лично поручились десять депутатов парламента Армении: они ходатайствовали о том, чтобы ему изменили меру пресечения с ареста на любую другую. Среди них был Сасун Микаелян - один из ближайших соратников Никола Пашиняна.