Гражданам Азербайджана нечего бояться. Послесловие к речи Президента
Многие ли из нас помнят, как пришло в наш лексикон это слово - "стабильность"? Цену политической стабильности мы поняли после возвращения к власти Общенационального лидера Гейдара Алиева, когда, наконец, была поставлена точка в нескончаемой череде "переворотов", мятежей, удавшихся и неудавшихся путчей и заговоров начала девяностых.

А сегодня, судя по всему, мы заново переосмысливаем значение стабильности в экономике. Той самой макроэкономической стабильности, о которой после галопирующей инфляции начала девяностых говорили так много и к которой мы уже успели привыкнуть.

Выступая на I Общереспубликанском форуме волонтеров ASAN, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в частности, сказал: "Цены на нефть в настоящее время сильно упали. Кто-нибудь в Азербайджане почувствовал это? Нет, и не почувствует, так как у нас мощные экономические устои. Курс маната стабилен, и это позволяет говорить о том, что у нас есть и экономическая сила, и продуманная политика, и социальная политика. Стабильность курса маната, возможно, является не столь позитивным обстоятельством для нашего экспортного потенциала. Но это - социальный вопрос. Так оно и должно быть".
 

Честно говоря, мало кому удается столь же четко, лаконично и емко очертить те экономические процессы, анализу которых другие посвящают долгие дискуссии, пространные статьи и бурные ток-шоу


Честно говоря, мало кому удается столь же четко, лаконично и емко очертить те экономические процессы, анализу которых другие посвящают долгие дискуссии, пространные статьи и бурные ток-шоу. И еще реже у главы какого-то государства имеется реальная возможность успокоить своих сограждан: экономические потрясения стране не грозят.

И очень символично, что о стабильности курса маната Президент Ильхам Алиев говорил именно на встрече с волонтерами ASAN. Именно эта служба, избавившая граждан от бюрократической волокиты, превратившаяся в надежный антикоррупционный барьер, стала для многих одним из ярких свидетельств модернизации Азербайджана, причем не внешней, а внутренней, глубокой, если угодно, основательной. Именно той модернизации, которая позволяет нашей стране выдерживать нынешний экономический "шторм".

Здесь надо напомнить, если угодно, экономическую азбуку.

Сегодня серьезные экономисты не торопятся повторять некогда модные сентенции, что, дескать, наличие нефти и газа - это все равно, что доллары, падающие с неба. Так оно, возможно, было во времена нефтяных колодцев, из которых "черное золото" добывали в лучшем случае путем печально знаменитого тартания. В реальности для запуска масштабных нефтяных проектов сегодня требуются самые современные технологии, многомиллиардные вложения, благоприятный инвестиционный климат.
 

Можно, конечно, в расчете на нефтедоллары запустить популярные, а вернее, популистские программы, поднять пенсии, повысить зарплаты бюджетникам, и вообще, вести себя по принципу "Надо? Купим!" - но как быть, если завтра цены на нефть пойдут вниз?


Двадцать лет назад, когда Азербайджан подписывал "Контракт века", у нас вряд ли остались сомнения: одной нефти для процветания мало. К ней надо еще приложить продуманную политику. А уже потом, когда контракты и трубопроводы заработают на полную мощность, этими самыми "нефтегазодолларами" правильно распорядиться. Потому как нефть - это, конечно, тот товар, который на рынке всегда найдет покупателя, только вот цена на нее, увы и ах, подвержена ой каким колебаниям. И можно, конечно, в расчете на нефтедоллары запустить популярные, а вернее, популистские программы, поднять пенсии, повысить зарплаты бюджетникам, и вообще, вести себя по принципу "Надо? Купим!" - но как быть, если завтра цены на нефть пойдут вниз? Как сводить дебет с кредитом? И самое главное, падение цен на нефть - не та "напасть", на которую можно отреагировать в пожарном порядке.

Меньше месяца назад Президент Азербайджана направил обращение участникам проходящей в Баку международной конференции "Индустриализация в XXI веке: Опыт, современный подход и основные тренды промышленной политики", где, в частности, указал: "На данном этапе диверсификация экономики является одним из самых приоритетных направлений нашей экономической политики. Реализация этой задачи требует развития промышленности, изучения и использования передового опыта в этой сфере".

Сегодня, по подсчетам экономистов, на долю ненефтяного сектора в Азербайджане приходится уже больше половины ВВП - 55%. Можно, конечно, порассуждать, означает ли это, что "стакан наполовину пуст" или "наполовину полон", но зависимость Азербайджана от нефти и цен на нефть снижается.
 

Падение цен на нефть - не единственный экономический экзамен, который в эти дни и недели приходится сдавать нашей стране


Более того, падение цен на нефть - не единственный экономический экзамен, который в эти дни и недели приходится сдавать нашей стране. Не меньший экономический шторм на постсоветском пространстве вызвало падение российского рубля.

Возможно, правы те, кто утверждает: в наш век глобализации экономические проблемы одной страны отражаются если и не на всех, то на многих. Особенно если эта страна играет важную роль в мировой экономике. "Великая депрессия" в США больно ударила по государствам Европы, экономический кризис 1998 года, начавшись в Азии, распространился по всему миру, в 2008 году "ипотечный кризис" в США вновь отозвался во всем мире...

Сегодня падение рубля обсуждают не только на российских "кухнях". Да и масштаб потрясений впечатляет. Российская национальная валюта более-менее плавно "снижалась" в течение нескольких месяцев, но в последние дни ушла в крутое пике. 16 декабря за доллар давали 75 рублей, за евро - более сотни. 17 декабря, после титанических усилий российского Центробанка, рубль немного "отыграл", затем начал колебаться, но как долго удастся удерживать курс, специалисты не конкретизируют. Тем более, что многие ведущие мировые банки уже отказываются от операций в рублях.

В нашем "глобализованном" мире не обращать внимания на колебания курсов основных валют может позволить себе разве что государство типа Северной Кореи или затерянного в Гималаях Бутана - с минимальной интеграцией в мировую экономику, без какого бы то ни было уровня международной кооперации и живущее, по сути дела, натуральным хозяйством. Но не Азербайджан, взявший курс на полноценную интеграцию в мировое экономическое и финансовое пространство.
 

Занервничали все страны, в чьей экономике валютные поступления от работающих в России гастарбайтеров играют важную роль и чья экономика "замкнута" на РФ. Сильнее других пострадал армянский драм


Наверное, можно долго рассуждать о том, только ли падение цен на нефть "сбило с курса" российский рубль или здесь свою роль сыграли и санкции Запада против РФ. Но неоспоримо другое: российская национальная валюта уже потянула вниз денежные единицы многих стран постсоветского пространства, в том числе тех, кого падение цен на нефть если и должно было бы коснуться, то только в позитивном смысле. Занервничали все страны, в чьей экономике валютные поступления от работающих в России гастарбайтеров играют важную роль и чья экономика "замкнута" на РФ. Сильнее других пострадал армянский драм - валюта страны, которая не имеет особого отношения к нефтеэкспорту, но зато очень сильно зависит от частных трансфертов, проще говоря, денежных переводов, поступающих главным образом из России. Пошатнулся, впрочем, не только драм, но и доселе респектабельный грузинский лари.

А такое падение курса, напоминают специалисты, означает не только плюс в виде новых возможностей для экспорта, но и существенный минус - резкий взлет цен на все, что импортируется в страну извне. Так что в плюсе или минусе окажется страна - это еще посмотреть. Тем более что из-за кордона везут не только предметы роскоши, экзотические французские сыры или эквадорские ананасы: из-за рубежа поставляют семена и саженцы, племенной скот и станки, автомобили и тракторы. И теперь все это, при неизменной цене в евро и долларах, будет стоить куда дороже в пересчете на рубли, драмы, лари... Но не манаты. Наша национальная валюта выдерживает двойной удар, а не только падение цен на нефть.

И сегодня экономисты не зря предупреждают: ответ на вопрос, выдержит ли экономика той или иной страны неблагоприятную внешнюю конъюнктуру - это, как известно, не только и не столько производное от суммы тех самых неблагоприятных внешних факторов. Куда больше он зависит от экономической устойчивости государства, если угодно, от собственного запаса прочности, экономической "подушки безопасности". Той самой, которая позволит экономике выдержать и падение цен на нефть, и другие потрясения. А чтобы создать такую прочность, надо откладывать деньги в нефтяные или стабилизационные фонды, увеличивать золотовалютные запасы страны.
 

Надо не просто тратить деньги на популистские проекты, а проводить продуманную, четкую, дальновидную экономическую политику


Словом, надо не просто тратить деньги на популистские проекты, а проводить продуманную, четкую, дальновидную экономическую политику. Чтобы иметь возможность четко и уверенно заявить: гражданам нашей страны не стоит бояться экономических потрясений. У Азербайджана есть сильная экономика, социальная политика, продуманная стратегия развития.


И самое главное, у Азербайджана есть Лидер с большой буквы - Президент страны Ильхам Алиев.