Голая правда об армянской армии: кое-что из интервью Сейрана Оганяна

Прочитав опубликованное на минувшей неделе интервью Регнум с министром обороны Армении Сейраном Оганяном, невольно вспомнилась телепередача десятилетней давности, рассказывающая об одном из экс-министров обороны Грузии. Восхищенные его мужественным видом и бравыми заявлениями грузинские женщины признавались репортеру, что готовы были бы отдать за него своих дочерей.

Те же чувства, наверное, испытали армянские женщины, познакомившись с интеллектуально возвышенными и полными мужественности разглагольствованиями Оганяна. Что ж поделать, женщинам свойственно любить ушами. Хотя... Хотя не знаю, как насчет дочерей, но вот сыновей "бравому" министру отдавать армянские женщины явно не стремятся. Потому что все в Армении хорошо знают, чем это обычно заканчивается.

Но об этом потом. А пока обратимся к интервью.


 
 

Регнум всегда отличался антиазербайджанской и, как следствие, проармянской тематикой. Поэтому представление Оганяна как военного деятеля Армении и "НКР" вряд ли кого-то удивит. Это вполне в духе Регнума.

Интервью, несомненно, готовилось с целью поднять патриотический дух армянского народа, вселить в него уверенность хотя бы в чем-то. Примечательно, что вышло оно в тот момент, когда в стране окончательно победила реакция, развернулся политический террор, воцарилась атмосфера разочарования и растерянности. В такой ситуации народу просто необходим был антидепрессант, которым в Армении обычно служит армия. В моменты внутриполитической напряженности обязательно начинаются разговоры об "огромных потерях противника", "ассиметричном ответе врагу", "диверсантах", "доблести армянского воина" и так далее.

Интервью Оганяна - из ряда подобных пилюль. Армянам приятно еще раз услышать от своего министра, что их армия - самая мощная и боеспособная в регионе, что все вокруг просто дрожат от одной мысли об армянском воине. Общие слова, обтекаемые фразы, не подразумевающие под собой соответствующего уровню эмоций содержания. Те же осторожно-боязливые формулировки, когда речь заходит о продаже Россией Азербайджану своего оружия. Когда и хочется высказать, что накипело, но, как говорится, кишка тонка.

Зато на вопрос о возможном вмешательстве России в карабахскую войну на стороне Армении Оганян говорил долго и с удовольствием. Перечислял документы, дескать, обязывающие Москву это сделать. Но, как обычно, не сказал своим читателям самого главного - Россия не будет воевать с Азербайджаном за Карабах. Все скрупулезно перечисленные Оганяном документы относятся только к агрессии против Армении. А это, как всем хорошо известно, в планы Баку не входит.

Вообще, тема участия ОДКБ в карабахском конфликте уже набила оскомину. Тут нет никаких неясностей, все четко разложено по полочкам. В том числе и руководством самой Организации, неоднократно дававшим понять армянским партнерам, что не собирается воевать с Азербайджаном. Это исключено. Сколько же можно говорить об одном и том же?

Взбодрить соотечественников Оганян пытается и уверениями, что никакой мощный военный бюджет не способен перевесить доблесть в борьбе за "правое дело". Интересно, что такими же общими фразами министр отвечает на вопросы, касающиеся военно-воздушных сил, ВПК, военно-технического сотрудничества. Тут Армении похвастать нечем, но это те сферы, где эпитетов вроде "правого дела" недостаточно, нужны факты и цифры. Сейран Оганян ничего предъявить не смог, однако попытался подправить положение заверениями, что "это никак не означает, что в Армении нет возможностей и предпосылок производства вооружения". То есть ничего нет, есть только предпосылки.

Однако одними предпосылками сыт не будешь. И реальную ситуацию в армянской армии за ними не спрячешь.

Возвращаясь к началу статьи, заметим, что родители армянских парней уже не верят никому, даже самым патриотичным и бравым заявлениям. Как сообщают армянские же СМИ, только по официальным данным и только на оккупированных территориях армянская армия потеряла с начала года около двух десятков солдат. Подчеркнем - по официальным, обычно скрывающим большую часть правды.



 

В эту цифру, конечно, не входят реальные боевые потери армянской стороны. Это по большей части потери в небоевых условиях - убийства, выдаваемые за самоубийства. Кстати, пару дней назад в Карабахе не на передовой погиб от пули очередной солдат, сразу объявленный самоубийцей. Если солдат становится жертвой сослуживцев на территории самой Армении, то его родные еще могут рассчитывать узнать правду о смерти сына. Отправляемые же в Карабах оказываются в недосягаемости для правосудия.

Родители многих убитых в небоевых условиях на оккупированных территориях "самоубийц" по сей день стучатся во все двери. Однако, как показывают последние события, двери перед несчастными матерями плотно закрылись. И, думается, уже навсегда. Все, что им остается, - почитать интервью своего министра обороны. И хотя бы на несколько минут ощутить Армению нирваной...