Проповедуемая в Армении теория превосходства армян противоречит человеческим ценностям - ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ
Интервью Day.Az с известным российским историком и политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.
- Глава сепаратистов Карабаха Бако Саакян отправился в Штаты с "рабочим визитом". Как бы вы это прокомментировали?
- При всей кажущейся нелепости формулировки данной информации она в моем понимании полностью соответствует действительности. Да, я абсолютно согласен с тем, что Бако Саакян отправился в США именно с рабочим визитом и никак иначе.
Я уже не раз обращал внимание азербайджанской прессы и общественности, что в национальном законе Соединенных Штатов "Акт в поддержку свободы" есть 907-я статья, согласно положениям которой Нагорный Карабах является в понимании американского законодательства самостоятельной территорией, Азербайджан объявлен агрессором, а Армения - жертвой агрессии. Тем самым США фактически признают Нагорный Карабах субъектом международных отношений, а поэтому поездку Бако Саакяна в Америку вполне можно рассматривать если не как официальный визит, то уж точно как рабочую поездку, в рамках которой он будет обладать достаточными дипломатическими атрибутами и не будет восприниматься на уровне представителей американского политического и финансового истеблишмента как частное лицо.
Соединенные Штаты на законодательном уровне признают сепаратистский режим Нагорного Карабаха, рассматривая это как плату Армении за ее активное участие в уничтожении изнутри Советского Союза, и от этой позиции официальный Вашингтон не откажется никогда. Этот факт надо понимать трезво и четко, особенно тем азербайджанцам, кто питает какие-то иллюзии насчет позиции США в нагорно-карабахском урегулировании. Америка является открытым союзником Армении на Южном Кавказе, и поездка Бако Саакяна лишний раз подтверждает данный факт.
- Если так, то, вероятно, не случайно в экспертных кругах Армении утверждают, что американские санкции против российского ВПК затронут лишь Азербайджан и не коснутся армянских закупок оружия? Как вы думаете?
- Для начала отмечу, что американские санкции вообще никак не влияют на российский оборонно-промышленный комплекс, который за последнее десятилетие выдал более 200 перспективных разработок, две трети из которых доказали свою состоятельность, пройдя испытания в боевых условиях в Сирии. Сегодня Россия вытесняет США с рынка вооружений в тех регионах мира, которые традиционно являлись зоной безраздельного господства американских оружейных корпораций. Сегодня российское вооружение активно закупает Турция, Саудовская Аравия, Индонезия, чего нельзя было себе представить какие-то 10-15 лет назад. Даже армия США вынуждена покупать российские вертолеты для своего контингента в Афганистане. Поэтому возникает вполне разумный вопрос: а как в принципе американские санкции могут помешать Армении или Азербайджану закупать вооружение российского производства?
Пользуясь случаем, я хочу еще раз напомнить моим азербайджанским читателям, что ваша страна в соответствии с уже ранее упоминавшейся 907-й статьей национального закона США "Акт в поддержку свободы" находится под американскими санкциями в военно-технической области, но разве это хоть как-то мешает правительству и народу Азербайджана перевооружать и модернизировать свои вооруженные силы? Американские санкции против оборонно-промышленного комплекса России никогда не мешали суверенным и самостоятельным странам, свободным от США и НАТО в своем политическом выборе, закупать нужное им российское оружие.
Однако указанная вами риторика армянских политологов примечательна сама по себе, поскольку невольно раскрывает умонастроения, царящие сегодня в армянском обществе в связи с наметившейся тенденцией смены вектора политического курса с пророссийского на проевропейский и даже на проамериканский. Армяне понимают, что без оружия российского производства им никак не обойтись и всерьез рассматривают вариант оружейного эмбарго России в ответ на смену внешнеполитического курса. Отсюда, как говорят в России, "тонкие намеки на толстые обстоятельства": дескать, мы уходим на Запад, но вооружаться мы будем продолжать у русских.
- В последнее время с армянской стороны зачастили обвинения Азербайджана в "фашизме". Откуда в инструментарий пропаганды попал этот термин, с чем эта новая фишка агитпропа может быть связана?
- В последнее десятилетие незаметно для мирового сообщества Армения в качестве государственной идеологии восприняла теорию цегакрона Гарегина Тер-Аветисяна или Нжде, которая представляет собой теорию общественно-клерикального национализма. В теории цегакрона армянская нация и церковь возведены в абсолют, что очень мало вяжется с европейскими ценностями.
С началом евроинтеграции армянским политикам все чаще приходится оправдываться на предмет того, почему теория превосходства армян как государственная идеология страны имеет место быть в Армении, тогда как весь остальной цивилизованный мир исповедует совершенно иные нравственные ценности. Тут срабатывает стереотип армянского менталитета, согласно которому во всех их бедах виноваты турки и азербайджанцы. Начало кампании обвинений Азербайджана в фашизме хронологически совпадает с началом дрейфа Армении в сторону ЕС, что позволяет сделать вывод о том, что данная кампания обвинений в адрес Азербайджана преследует цель обелить государственную идеологию цегакрона в глазах европейцев, переключив их внимание от проблемы реальной на проблему надуманную.
- Как получилось, что в Армении нацизм был открыто принят в качестве государственной политики?
- Частично я уже ответил на этот вопрос выше, однако у меня есть, что сказать в дополнение к ранее высказанной мысли. Если бросить ретроспективный взгляд на историю Второй Мировой войны, то во время нее армянская диаспора была расколота на два лагеря: одни поддерживали Гитлера, другие - антигитлеровскую коалицию. Так, дашнаки с центром в Каире являлись верными слугами Великобритании и активно содействовали союзникам по антигитлеровской коалиции. Другая часть диаспоры во главе с Тер-Аветисяном (Нжде) и Канаяном (Дро), именовавшаяся цегакронами, воевала на стороне нацистской Германии. Разделение это в армянской диаспоре сохраняется до сих пор.
Когда распался Советский Союз, то к власти в Армении пришли дашнаки, придерживающиеся прозападной ориентации, лидером которых был Тер-Петросян - либеральный профессор-националист. После государственного переворота 1999 года, к власти в Армении пришел "карабахский клан" Кочаряна-Саргсяна, который не мог претендовать на идеологию дашнаков, так как она уже была занята их оппозицией. Тогда его лидерам пришлось искать для себя новую идеологию. Единственная, которая оставалась свободной, была идеология цегакрона, исторически связанная с нацистами. Придумать что-то актуально новое представители "карабахского клана" не смогли, и им ничего не оставалось другого, как взять на вооружение для внутреннего потребления идеологию армянских нацистов, сформулированную Гарегином Нжде.
Как вы видите, объяснение до примитивности простое, но несмотря на это, логически непротиворечивое.
- Стоит ли ждать каких-то последствий для Еревана? Все же нацизм не приветствуется даже в симпатизирующих Армении странах.
- Я не уверен, что теория цегакрона выйдет за пределы Армении, так как она в моем понимании является инструментом исключительно внутренней политики. Серж Саргсян показал себя прагматичным и даже циничным политиком, для которого меркантильные корпоративные интересы его окружения стоят выше закона, морали и идеологии. Я уверен в том, что он за пределами Армении не будет распространяться на счет цегакрона, тем более что кроме армян до этой теории нет никому в этом мире дела.
Конечно же, Азербайджан будет активно использовать эту тему, но это не означает автоматически того, что его усилия вызовут какой-то резонанс. Национализм на грани нацизма всегда был свойственен армянской интеллигенции, к этому в мире все привыкли, и вряд ли стоит ожидать кардинального изменения отношения мирового интеллектуального сообщества к этому вопросу.
Беседовала Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре